Open
Close

Производственное утомление, его виды и причины. Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности Указать основной фактор переутомления

Утомление – это некое состояние человеческого организма, которое характеризуется временным понижением работоспособности. Оно возникает после длительного умственного или физического напряжения. Переутомление проявляется как уменьшением работоспособности, так и понижением общего жизненного тонуса. В таком случае организму нужно полноценно восстановиться, чтобы он мог функционировать как раньше.

Виды утомления. Переутомление

Нервное утомление. Длительное нервное напряжение будет вызывать у человека усталость и разбитость.

Эмоциональное утомление. В этом состоянии происходит эмоциональное истощение, отсутствуют силы на то, чтобы проявлять какие-либо чувства. Человек не может испытывать ни радости, ни огорчения.

Умственное утомление. В этом случае трудоспособность снижается по причине нарушения работы процессов, связанных с центральной нервной регуляцией. Человеку становится трудно думать, запоминать, сконцентрировать свое внимание на чем-то, падает продуктивность интеллектуального труда.

Физическое утомление. Оно отличается тем, что развиваются нарушения функции мышц, снижается сила, точность, согласованность и ритмичность движений. Обычно физическое утомление развивается постепенно.

Является уже патологическим состоянием организма. Оно развивается на фоне постоянной деятельности без полноценного отдыха, может проявляться как невроз. В основе его развития лежит нарушенное функционирование центральной нервной системы, которое выражается в разбалансировке таких процессов, как возбуждение и торможение в головном мозге.


Обратите внимание! Женщины в большей степени подвергаются переутомлению из-за хрупкой нервной системы.

Стадии переутомления

  • 1 стадия. Наличие субъективных признаков, но отсутствуют глубокие расстройства. Пациенты часто жалуются на и аппетит. Вылечить такое состояние обычно не составляет труда.
  • 2 стадия. Присоединяется объективная симптоматика. У пациентов много жалоб на данной стадии, нарушаются обменные процессы. Лечение уже будет более сложным, чем на первой стадии.
  • 3 стадия. Самая тяжелая степень, для нее характерен переход в неврастению. Требует продолжительного и сложного лечения.

Утомление, переутомление и синдром хронической усталости (видео)

В данном видеоролике можно послушать ознакомительную информацию, которая касается видов утомления и переутомления, а также способов борьбы с ними.

Причины возникновения утомления, переутомления


Утомление может возникать в следующих ситуациях:

  • при долгой работе умственного или физического характера;
  • при однообразной монотонной работе;
  • при длительном воздействии раздражителей: шуме, слабом освещении и т. д.;
  • при конфликтах, отсутствии заинтересованности;
  • при недостаточном питании, различных заболеваниях.
Умственное переутомление – частый спутник во время экзаменов, сессий, плотного рабочего графика.

Эмоциональное утомление обычно возникает вследствие общения с большим количеством незнакомых людей.

Причины переутомления разнообразны. К такому состоянию могут привести: недостаточное количество сна, отсутствие физической активности, стрессы, отсутствие полноценного отдыха, плохое питание, психические перенапряжения. Группа риска – спортсмены, люди с неустойчивой психикой и подвергающиеся чрезмерным физическим нагрузкам.



Помимо физических факторов, на развитие переутомления могут влиять лекарственные препараты. Это касается противокашлевых, противоаллергических, противопростудных и некоторых других препаратов.

Также причиной переутомления могут выступать некоторые болезни. Причина в том, что они снижают работоспособность человека и качество жизни, как следствие – развивается переутомление. Речь идет о бронхитах, астме, депрессиях, болезнях сердца, некоторых вирусных заболеваниях, анемиях и так далее.

Симптомы утомления, переутомления

Психическое утомление легко спутать с обычной усталостью. Но просто поспать и отдохнуть, скорее всего, будет недостаточно.

Основные признаки умственного переутомления :

  • Проблемы с засыпанием.
  • Покраснение глаз (см. также – ).
  • Бледные кожные покровы.
  • Появление мешков под глазами.
  • Нестабильное артериальное давление (см. также – ).
  • Усталость, которая не проходит после отдыха и сна.
  • Головная боль без причины (см. также – ).



Признаки физического утомления:
  • Нарушения сна. Человек тяжело засыпает, а ночью неоднократно просыпается.
  • Постоянное чувство усталости.
  • Усиливается болезненность в мышцах.
  • Вялость или излишняя агрессия.
  • Повышенное артериальное давление.
  • Снижение аппетита или полное его отсутствие.
  • Снижение веса.
  • У женщин может быть нарушен менструальный цикл.
  • Дискомфортные ощущения в области анатомического расположения сердца, тяжесть за грудиной.
  • Затрудненное дыхание.
Признаки эмоционального утомления
  • резкие перепады настроения;
  • раздражение;
  • склонность к уединению;
  • упадок сил, бессонница, нестабильная нервная система.
Признаки нервного утомления

Они проявляются повышенной раздражительностью, чрезмерным возбуждением.

Признаки переутомления

Помимо присутствия симптомов, характерных для утомления, могут добавиться:

  • тошнота, рвота;
  • снижены рефлексы;
  • повышенная потливость;
  • обморочные состояния.
В анализах может обнаруживаться лейкоцитоз, тромбоцитопения, повышение гемоглобина и молочной кислоты.

На этой стадии у человека совсем нет сил, он выполняет необходимое действие с огромным напряжением. Если переутомление переходит в срыв, то идет полное расстройство процессов жизнедеятельности. Тогда человек прекращает выполнение любой деятельности.

Особенности переутомления у детей

В детском возрасте утомление может развиваться более стремительно, чем во взрослом. Большинство таких случаев возникает, когда ребенок начинает посещать образовательные учреждения. С непривычки ему бывает сложно подстроиться под правила школьной программы.



Другие причины, которые могут способствовать развитию переутомления:
  • Страх перед публичными выступлениями (ответ у доски).
  • Сложности в общении с другими детьми.
  • Комплекс неполноценности.
  • Насмешки окружающих.
Надо всегда учитывать, ребенку нужна не только учеба, но и здоровая психика. Поэтому нужно избегать перегрузок, уделять достаточно времени отдыху.

Диагностика

Достоверного теста, который помог бы определить переутомление, еще не существует в природе. Как правило, диагностика проводится, основываясь на жалобах больного. Врач проводит оценку субъективных и объективных признаков заболевания. Возможно использование специального терапевтического теста. Он заключается в предоставлении человеку нескольких дней, посвященных полноценному отдыху. После этого врач делает вывод о правильности диагноза и плане лечения.

Так как похожие признаки могут возникать при других заболеваниях, то могут назначаться дополнительные лабораторные, аппаратные и инструментальные исследования.

Лечение

Принципы терапии выстроены на том, чтобы добиться снижения всех видов имеющихся нагрузок.

Для начала нужно наладить распорядок дня, временно прекратить умственную деятельность и физическую активность на срок – 3-4 недели. По мере того, как быстро будет проходить восстановление организма, врачи будут принимать решение о возможности пациента вернуться к обычной жизни.

Если ситуация тяжелая, то 2-3 недели нужно вообще ничего не делать, чтобы было состояние полной релаксации. И уже потом понемногу подключать активный отдых в виде прогулок, умеренной физической активности, любимых занятий.

Лекарственные средства используются исключительно при наличии показаний. Обычно это общеукрепляющие и специфические препараты.

  • Стимуляторы мозгового кровообращения («Кавинтон», «Гинкго билоба», «Платифиллин»).
  • Ноотропы («Пирацетам»).
  • Седативные средства (пустырник, валериана).
  • Гормональные препараты. Но они назначаются только в запущенных случаях.



Наряду с этим назначаются витамины, так как переутомление часто является следствием гиповитаминоза. Есть несколько витаминов, которые помогают нервной системе нормально функционировать и справляться с чувством усталости.
  • Витамин C . Он обеспечивает необходимой энергией, препятствует появлению усталости.
  • Витамин E . Способствует укреплению сосудистых стенок, сохраняет головной мозг от разрушений.
  • Витамины группы B . Участники основного обмена, препятствуют развитию нервозности, депрессий, бессонницы.
  • Витамин D . Способствует улучшению работоспособности.
Если нужно срочное восполнение витаминов при сильной их недостаточности, доктора назначают комплексы поливитаминов.

Помимо витаминов, целесообразно использовать средства, которые повышают общий тонус организма. К таким стимуляторам можно отнести: лимонник, настойку элеутерококка и женьшеня.

В последнее время медики активно используют гомеопатические средства для борьбы с утомлением. Они имеют растительную основу, поэтому обладают минимальным количеством побочных эффектов. Самые распространенные средства, используемые на сегодняшний день: «Гельземиум», «Ацидум фосфорикум», «Хининум арсеникозум».

Народная медицина тоже предлагает свои рецепты для борьбы с этой проблемой. Правда, эффективными они будут лишь на ранних стадиях утомления. Вот некоторые из советов:

  • Употребление ромашкового чая.
  • Употребление смородинового, малинового, брусничного морсов.
  • Употребление настоя шиповника.
  • Чеснок. Ежедневно нужно съедать три зубчика.
Положительный эффект принесут лечебные ванны с добавлением хвойного экстракта, мяты, мелиссы, чабреца или морской соли.

Профилактика

Утомление в большинстве случаев зависит от социальных и психических факторов, поэтому решение данной проблемы имеет первостепенную важность. Целесообразно будет принятие мер по предупреждению возникновения этого состояния, поддержанию работоспособности на высоком уровне.

Для того чтобы предупредить переутомление у взрослых людей, надо соблюдать определенные правила образа жизни. Все что нужно, это придерживаться следующих рекомендаций:

  • Нужно заниматься физической активностью – ходьба, бег, плавание, утренняя зарядка.
  • Если ваша трудовая деятельность умственного характера, обязательно чередуйте ее с физической активностью.
  • Если же ваша работа связана с физическими нагрузками, то в свободное время добавляйте умственную деятельность.
  • Обязательно наличие выходных дней.
  • Выберите для себя способ расслабления: посещение бани, сауны, массажного кабинета, спа процедур.
  • Не злоупотребляйте алкоголем.
  • Перед отходом ко сну почитайте любимую книгу, посмотрите хороший фильм.
  • Старайтесь минимизировать стрессовые ситуации, психоэмоциональное напряжение, отрицательные эмоции.
  • Периодически нужно менять обстановку: поездки к родным, путешествия, выходные на даче.
  • Старайтесь, чтобы дела выполнялись в срок, не допускайте авралов.
Для обеспечения профилактики переутомления у детей, родителям нужно обеспечить:
  • Грамотный распорядок дня. Ребенку необходимо девять часов качественного сна.
  • Каждодневные прогулки на свежем воздухе.
  • Регулярное проветривание детской комнаты.
  • Сбалансированное питание.
Помните, что утомление и переутомление чаще всего заканчиваются успешным выздоровлением. Для этого требуется устранить вызвавшую его причину, и провести качественную терапию. Но иногда оно может приводить к развитию соматических заболеваний и значительных нарушений в работе органов и систем.

Признаки утомления при статической работе, например, можно выявить, проведя простую лабораторную работу. Необходимо взять в руку груз (3-4 кг) и вытянуть ее в сторону строго горизонтально, предварительно отметив уровень, на котором находится рука на стене. Включив секундомер определить время и фазы утомления, пользуясь таблицей (смотри в Приложениях таблицу № 7).

Причины утомления и факторы, способствующие его развитию

Основной причиной утомления в мышцах может быть накопление большого количества неокисленной молочной кислоты. Это затрудняет дальнейший распад энергетических веществ и снижает работоспособность мышц.

Оно может быть связано с изменениями функции желез внутренней секреции (например, изменение соотношения между работой желез, частичное истощение некоторых желез и др.).

Утомление может наступить вследствие недостаточной работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Из-за недостатка кислорода и избытка углекислого газа меняется кислотность крови, падает уровень сахара в ней.

Но ведущую роль в развитии утомления играет центральная нервная система. Нервные клетки очень чувствительны к изменениям в составе омывающих ее тканевых жидкостей. Скелетные мышцы еще могут сохранять свою работоспособность, а в нервных клетках она уже снижается, падает лабильность, уменьшается возбудимость нервных клеток, нарушается нормальный процесс соотношения процессов возбуждения и торможения, развивается запредельное торможение.

Утомление – совокупность изменений в физическом, психическом состоянии человека, развивающихся в результате деятельности и ведущих к временному снижению эффективности работоспособности.

Утомление - процесс, возникающий по ходу работы и ограничивающий ее продолжительность. Оно характерно для всех фаз работоспособности, начиная с субкомпенсации, когда наступает значительное снижение физиологических резервов, и организм переходит на энергетически менее выгодные виды реакций, например, поддержание минутного кровотока за счет увеличения частоты сокращений сердца вместо более выгодной реакции увеличения ударного объема. Или, например, осуществление двигательных реакций осуществляется большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращений отдельных мышечных волокон, т. е. нарушении чередования периодов работы и отдыха мышечных групп, участвующих в сокращении. У человека в начальных стадиях утомления снижается эффективность работоспособности, т. е. возрастает величина физиологических и психологических затрат, необходимых для одного и того же трудового акта, действия, а уже затем падает и производительность труда и эффективность деятельности.

При утомлении, прежде всего, нарушаются устойчивость вегетативных функций, сила и скорость мышечного сокращения, ухудшаются регуляция функций, выработка и торможение условных рефлексов. Вследствие чего, как было сказано выше, и происходит замедление темпов деятельности, нарушаются ритмичность, точность и координация движений и получается, что для одной и той же деятельности требуются большие энергетические затраты. Повышаются пороги сенсорных (чувствительных) систем, в процессах принятия решения доминируют при умственной деятельности готовые стереотипные решения, внимание человека ослаблено и с трудом переключается. Для утомления характерны увеличение числа ошибок и изменение их структуры, так в начальных фазах утомления доминируют количественные ошибки, а последующих фазах – появляются и качественные.

Развитие картины утомления можно в целом охарактеризовать как нарушение адекватной (правильной) ответа организма требованиям, предъявляемым характером деятельности. При этом нарушаются все 3 основные требования адекватности:

Оптимальность частных реакции, лежащих в основе в основе деятельности;

И их согласование друг с другом;

Качественное и количественное соответствие ответа организма требованиям задачи и минимизация расхода физиологических резервов.

При выраженном утомлении наблюдается полное прекращение работы.

Утомление у человека, как и животного, связано с рядом механизмов, связанных с биохимическими изменениями на клеточном уровне и нарушением условнорефлекторной деятельности. Но динамика и ряд структурных механизмов утомления у человека регулируются еще и мотивами деятельности, ее целями, характером. Поэтому утомление у животного и у человека имеет ряд принципиальных различий. В частности, у животных не наблюдается строгого развития фаз утомления, более характерно просто последовательное количественных показателей и менее выражено изменение структуры деятельности. У них утомление практически не подавляется волевым усилием.

На динамику утомления влияет характер деятельности, в первую очередь ее интенсивность и темп. Существует оптимальная интенсивность деятельности, при которой утомление наступает позже. Увеличение или уменьшение этой интенсивности ускоряет наступление утомления.

Например, всем хорошо известно, что наиболее быстро развивается утомление при монотонной, статической работе и сенсорно (чувственно) обедненной деятельности. Если человек длительное время выполняет одну и туже операцию, физическое упражнение, требующие ограниченного набора движений, его внимание снижается быстро, угасают положительные мотивы деятельности. Это обычно происходит при узкоспециализированной работе на конвейере, при сборке каких-либо механизмов, изготовлении деталей (монотонная работа).

Быстро устает человек, выполняющий работу в статической позе (вязание, вышивание, печатание, работа за компьютером и т. д.).

На утомление влияют и внешние раздражители, поступающие к человеку, например, звуковые и световые сигналы, содержащие сведения об условиях деятельности. Например, водитель проделал путь в 500 км в условиях светового дня и при хороших погодных условиях, он чувствует усталость. Но этот же водитель, проехавший тот же путь при плохих погодных условиях (туман, ночь, сильный дождь), однозначно устанет еще больше. Высокий уровень шума утомляет человека, но и полная тишина могут вызывать у человека раздражение и утомление. Поэтому на производстве должно уделяться большое внимание микроклимату рабочей среды: температуре воздуха, его влажности, составу, наличию в нем химических примесей, шуму, вибрации, освещенности и т. д.

Скорость возникновения и развития усталости зависит и от ряда психологических характеристик личности – уровня тревожности, волевых качеств, в т. ч. настойчивости и других активационных параметров, т. е. таких функциональных свойств человека, которые обеспечивают степень реализации в конкретной деятельности его потенциальных возможностей. Например, внимание, как активационный параметр обеспечивает большие возможности для запоминания. А высокий уровень волевых качеств личности позволяет поддерживать необходимо высокий уровень деятельности даже при выраженном чувстве усталости.

Развитие утомления зависит от состояния здоровья человека и его физической подготовки, которые не только обусловливают большие физиологические резервы, но и способствуют более быстрой и устойчивой мобилизации и формированию функциональных систем. Например, физически крепкий и здоровый при необходимости может пройти в день 5-10 км и при этом будет чувствовать себя прекрасно, хотя до этого он давно не испытывал подобных физических нагрузок. Больному человеку это может просто оказаться не по силам, либо он будет крайне утомлен, а может оказаться и неработоспособным в течение длительного времени. Или другой пример, водитель со стажем, не чувствует усталости, хотя он провел в пути много часов подряд, а водитель новичок, совершивший поездку из одного населенного пункта в другой (даже, если это всего несколько десятков километров), может чувствовать себя очень уставшим.

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).

Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.

Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. При действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников. Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций. Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.



Существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.

Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.

Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) "имеет большое значение в спорте. Дело в том что, но мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.

Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении.

Существенное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки. Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить а, следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.

При повторных больших физических (напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния: а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.

Приведенное положение, конечно, не означает, что тренировка квалифицированных спортсменов должна всегда проводиться на фоне полного восстановления либо сверхвосстановления. За последнее десятилетие спортивная практика убедительно доказала не только возможность, но и целесообразность в определенные периоды микро - и макроциклов тренировки на уровне недовосстановления, что служит стимулом для дальнейшего повышения уровня деятельности организма и его работоспособности. Врачебные исследования показали при этом отсутствие (конечно, при соблюдении всех необходимых условий) каких-либо неблагоприятных изменений в организме спортсмена. Однако на определенных этапах тренировки на фоне недовосстановления периодически необходима компенсация, обеспечивающая прочное восстановление.

Следовательно, ускорение восстановления направленное действие на восстановительные процессы один из действенных рычагов управления тренировочным процессом. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (восстановительные процессы тренируемы и не случайно быстрота восстановления один из диагностических критериев тренированности), так и направленным воздействием на течение процессов восстановления с целью их стимулирования.

Использование вспомогательных средств может дать соответствующий эффект только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности. В противном случае сдвиги восстановления во времени не будут в должной мере обеспечены ресурсами организма, что может не только затормозить естественное ускорение восстановления, но и неблагоприятно отразиться на функциональном резерве организма. Управление процессами восстановления важно не только для квалифицированных спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, но и для всех других контингентов, занимающихся физической культурой и массовым спортом, поскольку способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок организмом, а тем самым и оздоровительному эффекту занятий. К настоящему времени разработан и внедрен в практику немалый арсенал восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия, времени использования, условиям применения и т. п. Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы педагогические, психологические и медико-биологические, комплексное использование которых в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, предшествовавшего режима и составляет систему восстановления.

Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима, работы на другой, полноценная разминка, использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред - и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.

Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах и т.п., индивидуальный подход), так и психогигиенические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сонотдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.

Основные медико-биологические средства восстановления это рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы.Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на эащитно-приспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Через нейрогуморальные механизмы регуляции эти средства воздействуют на измененные вследствие физической нагрузки метаболизм, температуру и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов, быстрейшему выведению из организма продуктов распада, восстанавливают нормальное соотношение нервных процессов, способствуя тем самым восстановлению функций регулирующих механизмов и эффекторных органов, ликвидации чувства усталости. Это позволяет ускорить естественное течение восстановительных процессов, повысить адаптацию организма к последующей мышечной деятельности и его работоспособность.

Использование вспомогательных средств для управления физиологическими процессами, измененными под влиянием проделанной работы, в целях ускорения его восстановления и предупреждения перенапряжения при последующих нагрузках физиологически оправдано и не имеет ничего общего с искусственным стимулированием организма для повышения его работоспособности. Использование восстановительных средств должно носить системный характер, предусматривающий комплексное применение средств разного действия в тесной увязке с конкретным режимом и методикой тренировки, то есть рациональное сочетание отдельных средств в соответствии с видом спорта, задачами и периодом тренировки, характером работы, степенью утомления, состоянием спортсмена.

Восстановительные процессы характеризуются неравномерностью, фазностью (фаза пониженной, исходной и повышенной работоспособности последняя регистрируется не после каждой работы, а на более длительных этапах тренировки), гетерохронизмом. Гетерохронизм в восстановлении вегетативной и двигательной сферы организма, а также отдельных вегетативных звеньев наиболее выражен в позднем восстановительном периоде после нагрузок, а также у менее тренированных лиц. Поэтому при выборе восстановительных средств "следует предусмотреть возможность одновременного влияния на разные функциональные званья организма, обеспечивающие его работоспособность психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, центральную нервную и вегетативную системы с тем, чтобы одновременно снять как нервный, так и физический компоненты утомления.

ГЛАВА 7

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРУД И ОТДЫХ

В основе формирования и развития человека и создания материальных ценностей лежит труд. Рационально организованный трудовой процесс оказывает благоприятное влияние на здоровье, физическое, интеллектуальное и нравственное совершенствование людей.

К труду человек готовится заранее. Еще до начала труда в организме отмечаются изменения в обмене веществ и энергии, нервной, сердечно-сосудистой, ды­хательной и других системах. Ведущее значение в подготовке организма к трудовой деятельности принадлежит центральной нервной системе, обеспечивающей согласование функциональных изменений. В нервных центрах коры головного мозга повыша­ется уровень процессов возбуждения, изменяется функциональное состояние зрительного, слухо­вого и других анализаторов. Наряду с этим углубляются процессы тор­можения, и между возбуждением и торможением устанавливается равнове­сие.

При физической работе в мышцах происходят биохимические и био­физические процессы, обеспечивающие их сокращение. Происходит учащение числа сердечных сокращений, возрастание систолического объема крови, повышение максимального артериального давления, увеличение массы циркулиру­ющей в организме крови и количества эритроцитов, увеличение частоты и глубины дыхания. Под влиянием мышечной нагрузки происходит торможение сек­реторной и моторной функций желудка, замедляется переваривание и всасывание пищи. По окончании работы все отмеченные изменения постепенно восстанавливаются и приходят в норму за период отдыха.

Любая умственная работа сопровождается нервно-эмоциональным напряжением. К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, ее опасность, ответственность. Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают, прежде всего, в высшей нервной деятельности. При умственной работе обостряются восприятие, внимание, память. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, обмена веществ и энергии, повышению тонуса мускулатуры. Увеличивается кровоснабжение мозга, повышается энергетический обмен нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности мозга, отмечается усиление a- и b-ритмов. При умственной работе усиливается расход липоидов. Процесс возбуждения в головном мозге связан с повышением окисления углеводов, с повышением обмена АТФ и фосфокреатина, увеличением обновления фосфолипидов. Кроме того, при выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, повышается активность симпато-адреномедулярной, гипоталамо-гипофизарной, кортикальной систем, наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических окончаниях, увеличивается содержание в крови адреналина и кортикостероидов, стимулирующих энергетические процессы, изменяющих минеральный обмен и повышающих возбудимость нейронов.

Умственная работа теснейшим образом связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. На выполнение умственной работы существенно влияет состояние окружающей среды, интенсивность мышечной работы. Обычно легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа снижает ее качество. Поэтому для многих представителей умственной деятельности ходьба является необходимым условием восполнения работы.

При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15-20 % от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет лишь 2 % от массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5-6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такой же массы при максимальной нагрузке. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10,5 - 12,5 Дж. Следует отметить, что при отдельных видах умственной деятельности увеличение расхода энергии различно. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – на 94 %, у операторов вычислительных машин – на 60-100 %.

Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия, наблюдается тахикардия, гипертония, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, образование парадоксальных реакций, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.

Под влиянием чрезмерной умственной работы происходят нарушения равновесия процессов торможения и возбуждения, выражающиеся в расстройстве положительного торможения условных связей, отклоняется от нормы тонус гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов головного мозга и сердца. После усиленной умственной работы содержание фосфатов в крови и моче удваивается.

При умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. Поэтому после окончания умственной работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и истощение центральной нервной системы при умственной работе, чем при физической.

Утомление и переутомление при трудовой деятельности

В процессе выполнения физической работы наступает утомление – временное снижение работоспособности. Утомление субъективно воспринимается как усталость с ухудшением самочувствия, снижением внимания, нарушением координации движений, явлениями сердцебиения, одышки, болями в мышцах. Утомление вызывается интенсивной или длительной деятельностью и наступает быстрее при тяжелом интенсивном труде. При легком, но монотонном физическом труде утомление обычно развивается медленно. Утомление – это обратимое физиологическое состояние. Процесс утомления сопровождается уменьшением скорости двигательных ре­акций, сонливостью, снижением тонуса кровеносных сосудов мозга и сердца, повышением обмена веществ, снижением работоспособности и производительности труда.

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. Принято считать, что эти явления обусловлены иррадиацией торможения из наиболее утомленных центров на соседние. При умственной деятельности постоянно наблюдаются элементы мышечного утомления: длительное пребывание в определенной позе приводит к значительному утомлению соответствующих звеньев двигательного аппарата.

При умственном утомлении отмечены более выраженные функциональные сдвиги со стороны центральной нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и психической деятельности. Отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движений.

Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что сохранившиеся следы утомления накапливаются. Постоянное утомление, невосстановление работоспособности к на­чалу нового рабочего дня может обусловить переутомление.

Под переутомлением понимают патологи­ческое состояние, характеризующееся стойким снижением работоспособ­ности. Оно приводит к неврозам, появлению и обострению сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни, снижению памяти, ослаблению внимания, головным болям, бессоннице, ухудшению аппетита, понижению сопротивляемости организма к воздействию факторов окружаю­щей среды.

Для поддержания высокой работоспособности и предупреждения утомления в процессе работы большое значение имеет рациональная организация труда и отдыха, в частности, чередование периодов работы и отдыха, организация перерывов и правильное их использование. Длительность перерывов устанавливается в пределах 5-30 мин. Отдых во время регла­ментированного перерыва более эффективен, когда является актив­ным, заполненным другим видом деятельности.

Типичным видом активного отдыха является производственная гимнастика. Для профес­сий, выполняющих работу стоя, целесообразно гимнастику заменять массажем ног. Для сидячих профессий гимнастика должна включать уп­ражнения крупных мышц корпуса и ног. Активным должен быть отдых и в нерабочее время.

Большое значение принадлежит механизации и автоматизации производственных процессов, факторам производствен­ной среды, профессионализму рабочих. Так как утомление быстро развивается при статической работе, следует увеличивать в любом виде деятельности динами­ческий компонент, обеспечивать рациональную рабочую позу с привлечением минимального коли­чества мышц.


Похожая информация.


Основным фактором, вызывающим утомление, является физическая или умственная нагрузка, падающая на афферентные системы во время работы. Зависимость между величиной нагрузки и степенью утомления почти всегда бывает линейной, то есть чем больше нагрузка, тем более выраженным и ранним является утомление. Помимо абсолютной величины нагрузки, на характере развития утомления сказывается еще и ряд ее особенностей, среди которых следует выделить: статический или динамический характер нагрузки, постоянный или периодический ее характер и интенсивность нагрузки.

Наряду с основным фактором (рабочей нагрузкой), ведущим к утомлению, существует ряд дополнительных или способствующих факторов. Эти факторы сами по себе не ведут к развитию утомления, однако, сочетаясь с действием основного, способствуют более раннему и выраженному наступлению утомления. К числу дополнительных факторов можно отнести:

Факторы внешней среды (температура, влажность, газовый состав, барометрическое давление и др.);

Факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха;

Факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов, и выключение сенсорных раздражений;

Социальные факторы, мотивация, взаимоотношения в команде и др.

Субъективные и объективные признаки утомления весьма многообразны, и их выраженность в значительной мере зависит от характера выполняемых упражнений и психофизиологических особенностей человека. К субъективным признакам утомления относится чувство усталости, общее или локальное. При этом появляются боли и чувство онемения в конечностях, пояснице, мышцах спины и шеи, желание прекратить работу или изменить ее ритм и др.

Еще более разнообразными являются объективные признаки. При любом виде утомления детальное обследование может обнаружить изменения в характере функционирования любой системы организма, начиная от двигательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы и кончая такими, казалось бы, не связанными с непосредственной работой системами, как пищеварительная и выделительная. Такое многообразие изменений отражает закономерности функционирования организма как единого целого и характеризует непосредственные реакции обеспечения функциональной нагрузки, а также адаптационные и компенсационные сдвиги.

При утомлении со стороны центральной нервной системы отмечаются нарушение межцентральных взаимосвязей в коре головного мозга, ослабление условно-рефлекторных реакций, неравномерность сухожильных рефлексов, а при переутомлении - развитие неврозоподобных состояний.

Изменения сердечно-сосудистой системы характеризуются тахикардией, лабильностью артериального давления, неадекватными реакциями на дозированную физическую нагрузку, некоторыми электрокардиографическими сдвигами. Кроме того, снижается насыщение артериальной крови кислородом, учащается дыхание и ухудшается легочная вентиляция, которая при переутомлении может существенно уменьшаться.


В крови снижается количество эритроцитов и гемоглобина, отмечается лейкоцитоз, несколько угнетается фагоцитарная активность лейкоцитов и уменьшается количество тромбоцитов. При переутомлении иногда отмечают болезненность и увеличение печени, нарушение белкового и углеводного обмена.

Однако все эти изменения не возникают одновременно и не развиваются в одном и том же направлении. Их динамика определяется рядом закономерностей, и лишь обнаружив эти закономерности, можно не только понять ход развития утомления, но и дать правильную оценку состоянию человека и активно противодействовать развивающемуся утомлению.

Изменения возникают в первую очередь в тех органах и системах, которые непосредственно осуществляют выполнение спортивной деятельности. При физической работе - это мышечная система и двигательный анализатор. Одновременно изменения могут появляться в тех системах и органах, которые обеспечивают функционирование этих основных работающих систем - дыхательной, сердечно-сосудистой, крови и др. С другой стороны, может быть и такое положение, когда уже имеет место снижение функций организма (основных и обеспечивающих систем), а спортивная работоспособность еще сохраняется на высоком уровне. Это зависит от морально-волевых качеств спортсмена, мотивации и др.

Изменения в некоторых системах, не связанных непосредственно с обеспечением выполнения специальных упражнений, при утомлении имеют принципиально иной генез и либо являются вторичными, имеющими общий, неспецифический характер, либо имеют регуляторное или компенсаторное значение, то есть направлены на сбалансирование функционального состояния организма. Из сказанного становится очевидным, что ведущее значение в развитии явлений утомления имеет центральная нервная система, обеспечивающая интеграцию всех систем организма, регуляцию и приспособление этих систем во время работы. Возникшие в процессе утомления изменения функционального состояния центральной нервной системы отражают, таким образом, двойственный процесс - изменения, связанные с перестройкой функционирования регулируемых систем, и сдвиги, возникающие в связи с процессом утомления в самих нервных структурах.

Утомление динамично по своей сущности и в своем развитии имеет несколько последовательно возникающих признаков. Первым признаком возникновения утомления при физической работе является нарушение автоматичности рабочих движений. Второй признак, который наиболее четко может быть установлен - это нарушение координации движений. Третий признак - значительное напряжение вегетативных функций при одновременном падении производительности работы, а затем и нарушение самого вегетативного компонента. При выраженных степенях утомления новые мало усвоенные двигательные навыки могут угаснуть полностью. При этом очень часто растормаживаются старые, более прочные навыки, не соответствующие новой обстановке. В спортивной практике это может служить причиной возникновения различных срывов, травм и т. д.