Open
Close

Кора мозга. Ядро обонятельного анализатора. Ядро вкусового анализатора. Ядро кожного анализатора. Чувствительный гомункулус Двигательный гомункулус

У нас в голове живут два человечка: первый является проекцией наших чувств, а второй - проекцией наших движений. Они похожи как братья, но отличаются. У каждого свой дом - извилина коры больших полушарий головного мозга.


У нас в коре больших полушарий есть прецентральная и постцентральная извилины. Постцентральная извилина — это участок теменной доли головного мозга, где заканчиваются пути поверхностной и глубокой чувствительности, т.е. эти благодаря этим клеткам мы ощущаем касание, боль, давление, вибрацию и др. А прецентральная извилина — это участок лобной доли, в ней ней начинается пирамидный путь, который заканчиваясь на мотонейронах спинного мозга и двигательных ядрах черепномозговых нервов, то есть активность этих клеток обеспечивает сознательные движения.





Известный ученый Пенфилд использовал информацию, полученную в ходе сотен операций на мозге, для создания функциональных карт коры (поверхности) мозга. Он обобщил результаты картографии основных моторных и сенсорных областей коры и впервые точно нанёс на карту корковые области, касающиеся речи. С помощью метода электрической стимуляции отдельных участков мозга Пенфилдом было установлено точное представительство в коре головного мозга различных мышц и органов тела человека. Таким образом, этого человечка придумал канадский ученый Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека.

Схематично его изображают в виде «гомункулуса» (человечка), части тела которого пропорциональны зонам мозга, в которых они представлены. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало. Поэтому пальцы рук, губы и язык с большим числом нервных окончаний изображаются крупнее, чем туловище и ноги. Оказывается, фигура сенсорного (чувствительного) гомункулюса стоит в Британском музее вместе с моторным (двигательным).


Вот еще несколько интересностей:

1. Стимуляция (любая) кистей, лица приводит к возбуждению больших участков коры головного мозга. Поэтому эффективно делать тонизирующий массаж лица, умываться холодной водой, разминать точки на лице – это замечательно расслабляет и бодрит. Мой любимый способ взбодрится: растирание кончиками пальцев до ощущения яркого тепла крыльев носа, потом надбровных дуг, потом скул, потом перед и за ушной раковиной. Пять минут – и вы как новый.

2. Большое представительство речевого аппарата отражает важность речи в нашей эволюции. Поэтому активное возбуждение в коре может передаваться на моторную извилину и отражаться на нашей речи. Также для «борьбы» с человечком Пенфилда при заикании используют многочисленные тормозные методики, снижающие повышенный тонус речевого центра: от транквилизаторов, суггестии и гипноза до иглоукалывания, физио-, психотерапии. От замедления темпа речи через ритмизацию и напевность до продолжительного молчания. Все эти методики, придуманные врачами и логопедами, также подходят для лечения заикания.

3. Для интеллектуального развития и речи у детей важно развитие моторики кистей. Из гомункулюса следует, что две трети головного мозга заняты работой рук и речевого аппарата. И лишь маленькая треть отводится всему остальному телу. И этот чудак с большим ртом и огромными загребущими руками – это мы в истинном свете головного мозга.

4. Глядя на двигательного гомункулюса, сразу становится понятно, почему люди не замечают, когда сутулятся. Спина минимально представлена в сенсорном мозге, а в моторном еще меньше. Она по сути размером с язык, трудно его отследить.

5. Мы не воспринимаем наше тело, так как оно есть в реальности. И это может породить кучу проблем. Иллюзии сенсорной чувствительности могут быть источником проблем, например у анорексиков. Чувствительность подсказывает им, что они слишком толстые, и, хотя глаза говорят о другом, в работе двух систем восприятия происходит рассогласование. В большинстве ситуаций чувствительность «подстраховывают» зрение и осязание, потому что обычно мы видим собственные руки, ноги и туловище и параллельно понимаем, что к чему-то прикоснулись.

6. Карты мозга не являются неизменными и универсальными, а имеют разные границы и размеры у различных людей. Форма карт мозга меняется в зависимости от того, чем мы занимаемся на протяжении жизни. В 1960-е годы, когда Мерцених приступил к использованию микроэлектродов для изучения мозга, двое других ученых, тоже работавших в Институте Джонса Хопкинса под руководством Маунткастла, обнаружили, что у очень молодых животных мозг пластичен. Дэвид Хьюбел и Торстен Визел проводили микрокартирование зрительной зоны коры мозга с целью изучения процесса обработки визуальной информации. Они устанавливали микроэлектроды в зрительной зоне коры мозга котят и выяснили, что информация о линиях, ориентации и движениях визуально воспринимаемых объектов обрабатывается в разных частях коры. Они также открыли существование «критического периода» между третьей и восьмой неделями жизни, когда мозг новорожденных котят должен получать визуальную стимуляцию для нормального развития. В ходе одного из экспериментов Хьюбел и Визел зашили веко на одном глазу котенка на время периода раннего развития, чтобы этот глаз не получал визуальной стимуляции. Когда они освободили глаз котенка от швов, то обнаружили, что те зрительные области на карте мозга, которые обрабатывают информацию, поступающую от закрытого глаза, не получили никакого развития, в результате чего животное осталось слепым на этот глаз на всю жизнь. Стало очевидно, что есть некий критический период, когда мозг котят особенно пластичен, и его структура формируется под влиянием опыта.


Проанализировав карту мозга для слепого глаза, Хьюбел и Визел сделали еще одно неожиданное открытие, связанное с нейропластичностью. Та часть мозга, в которую не поступала информация от закрытого глаза, не бездействовала. Она начала обрабатывать визуальную информацию от открытого глаза, словно в мозгу не должны простаивать впустую никакие «корковые площади». То есть мозг опять нашел способ перестроить сам себя — что стало еще одним свидетельством его особой пластичности в критический период. За эту работу Хьюбел и Визел были удостоены Нобелевской премии. Однако, даже обнаружив существование пластичности мозга в раннем детском возрасте, исследователи не «переносили» эту пластичность на мозг взрослого человека.Об этом будет отдельная статья)) )

Кортикальные клетки, чьи рецептивные поля располагаются на поверхности тела рядом, группируются вместе и в коре. В результате в первичной соматосенсорной коре образуется представительство контрлатеральной поверхности тела, которое может быть картировано с помощью микроэлектродной техники. Карта поверхности туловища и лица человека, находящаяся на постцентралыюй извилине, получила название "сенсорный гомункулус". Изображения на этой карте непропорциональны, поскольку наибольший объем нервной ткани относится к областям тела с особенно плотной иннервацией - область вокруг рта, большой палец руки и остальные пальцы (рис. 34.11 , рис. 7.15а)). Такое представительство иногда называют соматосенсорным гомункулусом.

Впервые это явление было обнаружено канадским нейрохирургом Уайлдером Пэнфилдом (Wilder Penfield) в ходе операций на головном мозге при местной анестезии. Чтобы убедиться, что те или иные иссечения мозга не приведут к катастрофическим последствиям, Пенфилд стимулировал кору в различных точках и спрашивал пациента, что он чувствует. Поскольку размеры РП кортикальных клеток варьируют так сильно, получившаяся карта чрезвычайно неизоморфна. Надо отметить, что в соматосенсорной коре "присутствует" не один гомункулус, а четыре - по одному в каждом из субрегионов - т.е. полях Бродмана 1, 2, 3а и 3b. Эти карты, в основном, совпадают между собой.

Мозг человека — уникален: можно сказать, что он находится на границе материального и духовного. Принципы его работы таят ещё много загадок, но именно здесь осуществляется обработка сенсорной информации, поступающей от органов чувств, и рождение мысли. Мозг состоит из сотен миллиардов нервных клеток, или нейронов, каждый из которых совершает от одного до десяти тысяч контактов. Эти точки контакта нейронов называются синапсами, через синапсы информация от одного нейрона передается другим. Фото (Creative Commons license): Robert Cudmore

Ощущения, которые мы испытываем посредством органов чувств, — это наш важнейший источник информации о внешнем мире и собственном теле. Любые ограничения этого потока — для человека тяжкое испытание. Ведь даже если слух и зрение в порядке, но их обладатель сидит в глухом темном карцере, первейший источник страдания в том, что для этих чувств практически нет объекта приложения, вся жизнь — где-то там, за стенами. У детей, из-за глухоты и слепоты с раннего детства ограниченных в получении информации, происходят задержки психического развития. Если с ними не заниматься в раннем возрасте и не обучать специальным приёмам, компенсирующим эти дефекты за счёт осязания, их психическое развитие станет невозможным.

Ощущения, возникающие как реакция нервной системы на раздражитель, обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов — анализаторов . Каждый состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором ; афферентных, или чувствительных, нервов, проводящих возбуждение в нервные центры; и собственно нервных центров — отделов мозга , в которых и происходит переработка нервных импульсов.

Однако не всегда ощущения человека дают ему верное представление об окружающей его действительности, существуют, так сказать, «ложные» сенсорные феномены, искажающие исходные раздражения или возникающие при отсутствии какого бы то ни было раздражения вообще. Практикующие врачи на них часто не обращают внимание, квалифицируют как странность или аномалию. А исследователи, интересующиеся высшей нервной деятельностью, напротив, недавно стали проявлять к ним повышенное внимание: тщательное их изучение позволяет получить новые представления о функционировании мозга человека.

Профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California , San Diego), директор Исследовательского центра высшей нервной деятельности (Center for Brain and Cognition) Вилейанур Рамачандран (Vilayanur S. Ramachandran) занимается исследованием неврологических нарушений, вызванных изменением в небольших отделах мозга пациентов. Он уделил особое внимание «ложным» сенсорным феноменам в своих Рейтовских лекциях (Reith Lectures) 2003 года, которые были собраны в книгу «Рождение разума» (The Emerging mind).

«Всё богатство нашей психической жизни — наши настроения, эмоции, мысли, драгоценные жизни, религиозные чувства и даже то, что каждый из нас считает своим собственным „я“ — всё это просто активность маленьких желеобразных крупинок в наших головах, в нашем мозгу», — пишет профессор.

Память о том, чего уже нет

Одно из таких «ложных» ощущений — это фантомные конечности (phantom limb). Фантомом называют внутренний образ или устойчивое воспоминание о части тела, обычно конечности, сохраняющееся у человека месяцами или даже годами после её потери. Фантомы были известны ещё в древности. Во время гражданской войны в США это явление подробно описал американский невролог Сайлас Митчелл (Silas Weir Mitchell , 1829-1914), именно он в 1871 году впервые и назвал такие ощущения фантомными конечностями.

Любопытную историю о фантомах приводит известный невролог и психолог Оливер Сакс (Oliver Sacks) в книге «Человек, который принял жену за шляпу» :

Одному моряку в результате несчастного случая отрезало указательный палец на правой руке. Все последующие сорок лет его мучил назойливый фантом этого пальца, так же вытянутого и напряженного, как во время самого происшествия. Всякий раз, поднося руку к лицу во время еды или чтобы почесать нос, моряк боялся выколоть себе глаз. Он отлично знал, что это физически невозможно, но ощущение было непреодолимо.

Доктор Рамачандран работал с пациентом, которому ампутировали руку выше локтя. Когда учёный касался его левой щеки, пациент уверял его, что чувствует прикосновения к своей ампутированной руке — то к большому пальцу, то к мизинцу. Чтобы понять, почему же так происходило, следует вспомнить некоторые особенности нашего мозга.

Гомункулус Пенфилда

Кора головного мозга — это высокодифференцированный аппарат, строение различных её областей отличается. И нейроны, входящие в состав определённого отдела, часто оказываются настолько специфичными, что реагируют только на определённые раздражители.

Ещё в конце XIX века физиологи нашли в коре мозга собак и кошек зону, при электрической стимуляции которой наблюдалось непроизвольное сокращение мышц противоположной стороны тела. Удалось даже точно определить, какие именно участки мозга связаны с той или иной группой мышц. Позднее эту моторную зону мозга описали и у человека. Она находится спереди от центральной (роландовой) борозды.

Канадский невролог Уайлдер Грейвс Пенфилд (Wilder Graves Penfield , 1891-1976) нарисовал на этом месте забавного человечка — гомункулуса с огромным языком и губами, большими пальцами и маленькими руками, ногами и туловищем. Гомункулус есть и позади центральной борозды, только он не моторный, а сенсорный. Участки этой зоны коры мозга связаны с кожной чувствительностью различных частей тела. Позднее было найдено ещё одно полное двигательное «представительство» тела меньшего размера, отвечающее за поддержание позы и некоторые другие сложные медленные движения.

Тактильные сигналы от поверхности кожи левой стороны туловища человека проецируются в правом полушарии мозга, на вертикальном участке корковой ткани, которая называется постцентральной извилиной (gyrus postcentralis). А проекция лица на карте поверхности мозга находится сразу вслед за проекцией руки. По всей видимости, после операции, перенесённой пациентом Рамачандрана, та часть коры головного мозга, которая относится к ампутированной руке, перестав получать сигналы, стала испытывать голод по сенсорной информации. И сенсорные данные, идущие от кожи лица, стали заполнять примыкающую вакантную территорию. И теперь прикосновения к лицу ощущалось пациентом как прикосновение к утраченной руке. Магнитоэнцефалография подтвердила эту гипотезу учёного о преобразовании карты мозга — действительно, прикосновения к лицу пациента активировали не только область лица в мозгу, но и область руки в соответствии с картой Пенфилда. В обычной ситуации прикосновения к лицу активируют только лицевую область коры.

Позднее Рамачандран и его коллеги, изучая проблему фантомных конечностей, столкнулись с двумя пациентами, перенёсшими ампутацию ног. Оба получали ощущения фантомных конечностей от гениталий. Учёные предполагают, что некоторые незначительные «перекрёстные» соединения существуют даже в норме. Возможно, именно этим можно объяснить, почему ноги часто считают эрогенной зоной и воспринимаются некоторыми как фетиш.

Эти исследования позволили сделать очень важное предположение, что мозг взрослого человека обладает колоссальной податливостью и «пластичностью». Вероятно, утверждения, что связи в мозгу закладываются на эмбриональной стадии или в младенчестве и их невозможно изменить в зрелом возрасте, не соответствуют действительности. У учёных пока нет чёткого понимания, как именно использовать удивительную «пластичность» взрослого мозга, но некоторые попытки предпринимаются.

Так, некоторые пациенты доктора Рамачандрана жаловались, что их фантомные руки чувствовали «онемение», «парализованность». Об этом же писал в своей книге и Оливер Сакс. Часто у таких пациентов и до ампутации рука находилась в гипсе или была парализована, то есть пациент после ампутации оказался с парализованной фантомной рукой, его мозг «запомнил» это состояние. Тогда учёные попытались перехитрить мозг, пациент должен был получить зрительную обратную связь о том, что фантом подчиняется командам мозга. Сбоку от пациента было установлено зеркало, так что когда он смотрел на него, то видел отражение своей здоровой конечности, то есть он видел две работающие руки. Каково же было изумление участников и организаторов эксперимента, когда пациент не только увидел фантомную руку, но и почувствовал её движения. Этот опыт был повторён неоднократно, визуальная обратная связь действительно «оживляла» фантомы и избавляла от неприятных ощущений парализованности, мозг человека получал новую информацию — всё, мол, в порядке, рука двигается — и ощущение скованности исчезало.

Кортикальный гомункулус – тело в мозге

До сих пор мы исследовали различные аспекты нервной системы, расположенные внутри тела, составляющие наш соматический интеллект – мозг в теле. Так называемый гомункулус - репрезентация того, как наш мозг воспринимает тело. Он также оказывает влияние на наше соматическое осознание. Кортикальный гомункулус изображает сравнительное количество клеток коры мозга, связанных с органами чувств или количеством двигательных нервов в разных частях тела. То есть иллюстрирует определенное соотношение количества клеток в мозге и в других частях тела. Иначе говоря, кортикальный гомункулус – это карта сравнительной площади коры мозга, связанной с разными частями тела. Она также отражает кинестетическую проприоцепцию – ощущения тела в движении.

Некоторые участки тела связаны с большим количеством сенсорных и двигательных клеток в коре мозга. На гомункулусе эти участки тела изображены как более крупные. Участок тела, имеющий меньше сенсорных и/или двигательных связей с мозгом, меньше по размеру. Например, большой палец, принимающий участие в тысячах сложных действий, кажется гораздо больше, чем бедро, для которого характерны в основном простые движения.

Кортикальный гомункулус показывает соотношение сенсорных и двигательных клеток мозга, связанных с разными частями тела

Кортикальный гомункулус – основа ментальной модели нашего тела и нашего восприятия самих себя, то есть тело в мозге. Он отражает наше когнитивное, сознательное представление о собственном теле, а также опущения, генерализации и искажения, которые его сопровождают.

Если «вернуть» эту репрезентацию обратно в тело, в результате мы получим гротескно деформированную фигуру с непропорционально большими руками, губами и лицом – по сравнению с остальными частями тела.

Человеческое тело, как бы оно выглядело в проекции кортикального гомункулуса

Кортикальный гомункулус – весьма показательный пример разницы между «картой» и «территорией». У нас есть и настоящая рука, и внутренняя репрезентация этой руки в мозге (территория и карта). Это разные вещи, и именно благодаря этой разнице люди испытывают «фантомные боли» в ампутированных конечностях или имеют «негативные галлюцинации», когда им кажется, что у них нет каких-то частей тела, хотя они на месте.

Образ тела, созданный нашим мозгом, это ни настоящее тело, ни тело, которое воспринимает наш соматический разум. Кроме настоящего живота и восприятия его в мозге есть еще и восприятие живота и энтерической нервной системы. Очевидно, то, что Гендлин называет «телесным ощущением», включает в себя не только гомункулус, а интегрирует и соматическое и кортикальное восприятие.

Соматический разум и когнитивный разум естественным образом отдают приоритет разным частям и аспектам тела и физиологии. Кора мозга преимущественно занимается обработкой информации, поступающей в него от дистантных рецепторов – органов чувств, ориентированных на внешний мир. А соматическая нервная система управляет нашим внутренним миром.

В процессе эволюции кора мозга возникла в самую последнюю очередь. Поэтому ее структура и цели появились гораздо позже, чем элементы нашей нервной системы, имеющие более древние корни (например, система кишечника, нейрокардиальная система, спинной мозг, «мозг рептилий» и так далее). Кора мозга есть только у человека, и она возникла для того, чтобы помочь нам управлять социальным, культурным взаимодействием и взаимодействием с окружающей средой. Именно поэтому в гомункулусе так преувеличены руки, губы, язык и так далее. Эти части тела принимают участие в коммуникации и взаимодействии с окружающим миром. Кортикальный гомункулус – это наша репрезентация самих себя, ориентированная на социальные, культурные вопросы и взаимодействие с окружающей средой.

Также есть свидетельства того, что кортикальный гомункулус формируется на основании жизненного опыта человека. Исследования показывают, что кортикальный гомункулус развивается со временем и может быть разным у разных людей. Например, репрезентация руки в гомункулусе в мозге учителя отличается от репрезентации руки в мозге профессионального пианиста. Можно также предположить, что у тех людей, кто потерял руки и при этом может есть, писать и водить машину ногами, гораздо большая часть двигательного гомункулуса отведена ногам и стопам, чем у того, кто пользуется для этого руками.

Важное следствие этой гипотезы заключается в том, что, в некоторых границах, степень нашей осознанности и использование той или иной части тела могут изменить ее репрезентацию в гомункулусе. Поэтому техники, приведенные в этой книге, могут изменить нейро-лингвистическую структуру мозга (а возможно, и других частей нашей нервной системы). Это может помочь нам приобрести более сбалансированное и интегрированное ощущение нашего тела и самих себя.

Исследование субъективного гомункулуса

Наш кортикальный гомункулус отражается в нашем субъективном гомункулусе - восприятии собственного тела. Если вы обратите внимание на интроспективное ощущение своего тела, то обязательно заметите, что одни части тела спонтанно выделяются в вашем осознании больше, чем другие. Чтобы исследовать свой субъективный гомункулус, нужно обратить внимание на то, какие части тела более или менее осознаются в те или иные моменты времени. Это может дать нам полезную обратную связь о наших отношениях с разными частями тела и о том, какие действия производит наш соматический разум.

Если вы сейчас сделаете паузу и обратите внимание на свое тело, к каким частям тела (позвоночник, руки, глаза, живот, таз) легче всего привлечь внимание? Помните, что гомункулус не регистрирует эмоциональные реакции, скорее он связан с физическими ощущениями и движениями.

Возможно, вы вообще не осознаете некоторые части своего тела. Есть ли какие-то части тела (подошвы ног, уши, мочки ушей, локти, легкие, большой палец левой ноги и так далее), которые вы сейчас не осознаете?

Очень полезно и интересно установить контакт со своим субъективным гомункулусом, когда мы находимся в разных эмоциональных состояниях или действуем с разным уровнем эффективности. Например, попробуйте выполнить следующее упражнение.

1. Вспомните ситуацию, в которой вы были в нересурсном состоянии (чувствовали себя беспомощным, злились, тревожились и так далее) или не могли эффективно действовать.

2. Как можно ярче и полнее вспомните эту ситуацию. При этом осознавайте, какие части тела вы замечаете больше всего. В каких участках тела вы испытываете самые сильные ощущения? Какие части тела осознаете во всех подробностях? Есть ли какие-то искажения? Какие части тела уходят на второй план? Возможно, какие-то части тела объединяются, а какие-то вам трудно отличить друг от друга на уровне ощущений? Какие части тела вы вообще не осознаете?

3. Выйдите из состояния и вернитесь в реальность.

4. Вспомните ситуацию, когда вы были в ресурсном состоянии (уверены в себе, расслаблены, центрированы, креативны и так далее) или эффективно действовали.

5. Как можно ярче и полнее вспомните эту ситуацию. Снова осознайте, какие части тела вы замечаете больше всего. В каких участках тела вы испытываете самые сильные ощущения или осознаете во всех подробностях? Какие части тела уходят на второй план? Какие части тела вы вообще не осознаете?

6. Выйдите из состояния и подумайте о тех различиях, которые вы заметили. Вернитесь в текущий момент, вспомните оба состояния и определите различия в восприятии своего тела в ресурсном и нересурсном состояниях, то есть когда действовали эффективно и неэффективно.

Люди часто делают очень интересные открытия благодаря подобным исследованиям. Очень увлекательно осознавать, что наш субъективный образ тела в разных ситуациях может быть очень разным. Например, люди, страдающие от той или иной химической зависимости, обычно имеют очень искаженное представление о своем теле и его анатомии, когда находятся в состоянии абстиненции. Такие искажения образа тела указывают на то, что у человека нет доступа ко всему спектру и возможностям своего соматического интеллекта и его ресурсам. Такие искажения не позволяют установить полный контакт с телом, создавая нечто вроде замкнутого круга, не позволяющего выйти из проблемного состояния.

Интересно исследовать такие проблемные состояния и уменьшить опущения, искажения и генерализации в субъективном гомункулусе. Ниже приведены два варианта исследования.

Первый пример.

1. Вернитесь в нересурсное состояние или в ситуацию, где вы не могли эффективно действовать, которую исследовали раньше, но сохраняйте при этом более сбалансированный образ тела. Чем отличается при этом ваше субъективное восприятие этого состояния или ситуации?

2. Если какая-то часть тела особенно искажена или вы ее не чувствуете, старайтесь больше сосредоточиться на этой части тела. Затем поддерживайте тот же уровень осознания, входя в это состояние и выходя из него.

Еще один интересный пример влияния осознания тела – приведенная ниже версия техники «Передний план – задний план».

Шаги соматического процесса «передний план – задний план »

1. Определите автоматическую ограничивающую реакцию, возникающую в определенном контексте, которая при этом поддается проверке (например, тревогу, возникающую, когда вы делаете презентацию ).

2. Ассоциируйтесь с конкретным примером ограничивающей реакции в достаточной степени, чтобы возникли связанные с ней физиологические реакции.

А. Интроспективно воспроизведите образ своего тела (субъективный гомункулус), возникающий в этой ситуации. Определите, что находится на «переднем плане » вашего осознания, то есть какие части и ощущения тела вы воспринимаете ЛУЧШЕ всего в ситуации, где возникает ограничивающая реакция (например, вы ощущаете, как бьется ваше сердце и чувствуете напряжение в челюсти ).

Б. Определите, что находится на «заднем плане » в этом состоянии, – обратите внимание на то, какие части тела вы не осознаете в этом состоянии и какие в нем не участвуют (например, подошвы ног, мочки ушей, левый локоть ).

3. Вспомните ситуацию, когда вы находились в ресурсном состоянии, противоположном первому. Это ситуация, где у вас могла возникнуть ограничивающая реакция, но не возникла. Если такого примера нет, вспомните ситуацию, как можно более похожую на ту, где возникает ограничивающая реакция, но в ней эта реакция не возникает. Ассоциируйтесь с этой ситуацией (например, вы рассказываете анекдот группе новых сотрудников ).

А. Снова осознайте, какие части тела вы осознаете ЛУЧШЕ всего (передний план ) (например, ощущение энергии в позвоночнике и спокойствие в животе ).

Б. Определите, что находится на заднем плане, чего вы не осознаете (например, коленные чашечки, подошвы ног и мочки ушей ).

4. Сравните оба примера, найдите части тела, которые находятся на заднем плане и в проблемном, и в ресурсном состояниях (например, мизинцы и левый локоть ).

5. Вернитесь в ресурсную ситуацию и как можно полнее войдите в нее. Расширяйте осознание своего тела, чтобы добиться более сбалансированного ощущения всего тела, особенно тех участков, которые определили на предыдущем шаге (мизинцы и левый локоть ).

6. Вернитесь к ограничивающей реакции. Полностью переживите ее, но на этот раз сосредоточьте внимание на тех частях тела, которые раньше находились на заднем плане в обоих состояниях (мизинцы и левый локоть ). Вы заметите мгновенную и автоматическую трансформацию проблемной реакции, и ваше состояние изменится и станет более позитивным и ресурсным.

Больше информации и более полную версию процесса «Передний план – задний план» можно найти в «Энциклопедии системного НЛП» (2000).

Из книги Водная логика автора Боно Эдвард де

КАК В МОЗГЕ РОЖДАЮТСЯ ВОСПРИЯТИЯ Теперь мы в состоянии перевести танцующих медуз на язык той деятельности мозга, которая дает начало восприятию. В верхней части рис. 15 показана медуза, вонзившая свое острие в тело другой медузы. На данном этапе мы оставляем медуз и

Из книги Кома: ключ к пробуждению автора Минделл Арнольд

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

26 УЧЕНИЕ О ГОЛОВНОМ МОЗГЕ Уже в глубокой древности велся поиск субстрата – носителя психики. Пифагорейцы полагали, что душа располагается в головном мозгу. Гиппократ причислял к сердцу лишь плотские явления души, а органом разума считал головной мозг. Так же, как и

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА О СОБСТВЕННОМ МОЗГЕ С тех пор, как я написал вступительную главу о мозге для первого издания книги «Используйте оба полушария своего головного мозга» в 1974 году, исследования в этой области ознаменовались новыми впечатляющими открытиями. Вместо

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Из книги История психологии автора Смит Роджер

9.3 Науки о мозге На пике веры XIX в. в научный прогресс многие люди считали, что самый прямой путь к познанию человека лежит через его тело. Секреты человеческой души, утверждали ученые, заключены в мозге - материальном субстрате психики. К концу XX в. эта мысль стала весьма

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Автономия и управление в мозге Лобные доли являются инструментом и агентом контроля внутри центральной нервной системы. Может показаться, что их появление на позднем этапе эволюции должно было привести к более жёсткой организации мозга. В действительности, однако,

Из книги Романтические эссе автора Лурия Александр Романович

Несколько страниц из науки о мозге (отступление первое)Мозг вынут из черепа и положен на стеклянный столик. Перед нами серая масса, вся изрезанная глубокими бороздами и выпуклыми извилинами. Она разделяется на два полушария - левое и правое, соединенные плотной

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Из книги Осознанная медитация. Практическое пособие по снятию боли и стресса автора Пенман Денни

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Зеркала в мозге Умение мозга создавать ощущение связи и сплоченности с другими связано с удивительным открытием, сделанным только в 1995 г. Селекторное совещание Эмили не удалось, потому что все его участники ошибочно представляли себе душевное состояние остальных.

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Наука о мозге и слово МЫ То, чему мы научились, изучая контакты между врачами и коммивояжерами, подтверждается всем тем, что я называю наукой о мозге с позиции МЫ. Самый первый контакт любого из врачей с коммивояжером сразу же вызывал реакцию миндалевидного тела мозга –

Из книги Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе автора Гоулман Дэниел

Карта тела в мозге Когда Стиву Джобсу диагностировали рак печени, приведший к смерти несколько лет спустя, он выступил с проникновенной речью перед выпускниками Стэнфордского университета. Вот что он им посоветовал: “Не позволяйте разноголосице чужих мнений

Из книги Тайны мозга. Почему мы во все верим автора Шермер Майкл

Вера в мозге Как получается, что люди верят в то, что явно противоречит рассудку? Ответ содержится в теме данной книги: убеждения находятся на первом месте; причины для веры следуют за ними в подтверждение взгляда на реальность в зависимости от убеждений. Большинство

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Тело как город, тело города, тело в городе Давайте исследуем, как здоровье тела может отражать здоровье города. В этом смысле модель, используемая для иллюстрации интегративной медицины (T. W. H. Brown, 1989) представляет собой три основных состояния: болезнь, дисфункцию и

Вся наша жизнь пронизана алгоритмами. С появлением компьютеров понятие алгоритм стало чуть ли не ключевым во многих областях знаний. Алгоритм как последовательность действий, ведущая к нужному результату, — это не только способ решения практических задач, это еще и критерий понимания. Если мы можем создать алгоритм, воспроизводящий результаты работы природной системы, то мы часто считаем, что работа этой системы нам понятна. Конечно, здесь кроется определенный подвох. Из того, что алгоритм выдает аналогичный результат, нельзя сделать вывод, что природа получает его тем же способом. Надо очень осторожно подходить к использованию алгоритмических аналогий, когда речь заходит о работе мозга. Стоит учитывать: то, что мы наблюдаем как определенный функциональный результат, может быть, с одной стороны, следствием работы генетически предопределенных структур, и тогда алгоритмическое описание вполне уместно, а может быть следствием самоорганизации и приобретения новых свойств, и тогда алгоритмическое описание результата не имеет особой ценности без понимания принципов самоорганизации.

Основное представление о самоорганизации связано с корой мозга, образующей его наружную поверхность. У человека кора занимает более 40 процентов от общего объема мозга. У всех других живых существ размер коры существенно скромнее. Большая часть объема коры у человека приходится на новую кору — неокортекс. Свое название «новая» эта часть коры получила потому, что возникла на поздних этапах эволюции. У низших млекопитающих эта часть коры только намечена. Иногда новую кору называют новым мозгом, а остальные структуры - древним мозгом.

Рисунок 1. Строение мозга человека

1. Борозда мозолистого тела. 2. Угловая борозда. 3. Угловая извилина. 4. Мозолистое тело. 5. Центральная борозда. 6. Парацентральная долька. 7. Предклинье. 8. Теменно-затылочная борозда. 9. Клин. 10. Шпорная борозда. 11. Шишковидное тело. 12. Пластинка четверохолмия. 13. Мозжечок. 14. Четвертый желудочек. 15. Межталамическое сращение, таламус. 16. Продолговатый мозг. 17. Варолиев мост. 18. Ножка мозга. 19. Гипофиз. 20. Третий желудочек. 21. Передняя (белая) спайка. 22. Прозрачная перегородка

Во второй половине XIX века было обнаружено, что поверхность коры не однородна, а состоит из зон, имеющих определенную специализацию.

В 1861 году к французскому врачу Полю Брока пришел пациент, который потерял способность говорить и мог сказать только «тан-тан». Когда пациент скончался, Брока исследовал его мозг и обнаружил, что участок левой лобной доли размером с куриное яйцо был поврежден. Брока пришел к выводу, что эта часть мозга отвечает за речевые способности. Исследования головного мозга других пациентов с аналогичными симптомами подтвердили предположения Брока, и с тех пор эта зона называется в его честь. Неспособность произнести ничего, кроме повторяющихся слогов, назвали афазией Брока.

В 1871 году немецкий врач-невролог Карл Вернике диагностировал у нескольких своих пациентов другой тип афазии. Они могли отвечать на определенные вопросы, но их ответы не имели смысла и содержали бессмысленный набор звуков вместо отдельных слов. Например, если бы вы спросили одного из пациентов Вернике, где он живет, он мог бы ответить: «Да, конечно. Грустно думдить па редко пестовать. Но если вы считаете барашто, то это мысль, тогда стрепте». Проведя аутопсию, Вернике обнаружил, что такой тип афазии был вызван поражением другой зоны, расположенной рядом с зоной Брока. И болезнь, и зона мозга были названы в честь Вернике.

Чтобы понять назначение различных зон, исследователи начали проводить опыты с раздражением коры электрическим током. Опыты на животных показали, что при раздражении отдельных участков коры возникает сокращение мышц конечностей, причем в той половине тела, которая противоположна раздражаемому полушарию.

В 20-х годах XX века Уайлдер Пенфилд занимался хирургическим лечением эпилепсии. Он разработал методику, которая заключалась в том, что во время операции на открытом мозге производилась электрическая стимуляция различных его отделов, что позволяло более точно локализовать эпилептический очаг. Во время операции больные находились в сознании и описывали свои ощущения, которые тщательно фиксировались, а затем анализировались. Пенфилд использовал информацию, полученную в ходе сотен операций на мозге, для создания функциональных карт поверхности коры мозга. Он обобщил результаты картографии основных моторных и сенсорных областей коры и впервые точно нанес на карту корковые области, касающиеся речи. Пенфилд показал, что, чем большее значение имеет та или иная функциональная система организма, тем более обширную территорию занимает ее проекция. Так возникли известные схемы, которые называют «человеком Пенфилда». Он имеет непропорционально большие губы, рот, руки, но маленькое туловище и ноги - в соответствии со степенью управляемости тех или иных групп мышц и их общим функциональным значением. Пенфилд установил, что сенсорные и двигательные зоны мозга похожи на карты человеческого тела. Соседние участки тела, как правило, представлены соседними участками коры мозга.

Рисунок 2. «Гомункулус» Пенфилда. Слева – корковая проекция чувствительности; справа – корковая проекция двигательной системы

Для исследования того, как распространяется возбуждение внутри коры, был придуман метод химической стимуляции. Бумажку, смоченную раствором стрихнина, налагали на определенный участок коры головного мозга, тем самым раздражая его. Затем электроды последовательно прикладывали к соседним участкам, «прощупывая» таким образом, далеко ли распространяется вызванное раздражение. Эксперименты показали, что на стимуляцию одного участка порой отвечали различные зоны коры, расположенные иногда на значительном расстоянии от раздражаемого пункта. Таким образом, сформировалось представление об иерархии проекций зон коры. Зоны, отвечающие за проекции сенсорной и двигательной информации, назвали первичными. Зоны, которые наиболее связаны с первичными, назвали вторичными. И наконец, зоны, которые возбуждаются вслед за вторичными, назвали третичными.

Опыты по электростимуляции показали, что с переходом от нижних уровней к высшим усложняются и вызываемые образы - как зрительные, так и слуховые. Раздражение первичных отделов зрительной коры вызывало у пациентов на операционном столе элементарные ощущения. Больные видели мелькающие световые точки, окрашенные шары, языки пламени… Аналогичная картина наблюдалась при раздражении и первичных участков слуховой коры, с той лишь разницей, что в этих случаях у людей появлялись элементарные слуховые галлюцинации (шумы, звуки различного тона).

Раздражение вторичных отделов зрительной коры вызывало сложные, причудливо оформленные зрительные образы: испытуемые видели людей, зверей и т. п. Причем, как в статике, так и в движении.

Воздействие на аналогичные области слуховой коры приводило к появлению сложных слуховых галлюцинаций - звучанию музыкальных мелодий, иногда фраз известных песен, при этом пациент осознавал, что внешний источник звука отсутствует.

Воздействие электрических импульсов на третичные отделы зрительной коры приводило к многоплановым галлюцинациям, сопровождаемым звуковыми компонентами. Больные видели развернутые сцены, целые картины, слышали звуки оркестра (Penfild, и др., 1968).

Очень упрощенно распространение активности в коре можно представить следующим образом. Вся сенсорная информация тем или иным путем проецируется на первичные зоны коры. Первичные зоны проецируются на множество других зон, которые, в свою очередь, проецируются дальше. Сложность системы проекций можно представить, взглянув на рисунок 3.

Рисунок 3. Структура связей мозга человека. По материалам университета Индианы (Stu)

Когда в результате проецирования информация отображается на двигательные зоны, это приводит к поступкам. Когда же отображение приходится, обратно, на первичные сенсорные зоны, это воспринимается как мысленный образ.