Open
Close

Инструкция по витаминизации третьих блюд в доу. С – витаминизация в образовательных организациях. Инструкция по профилактической витаминизации детей в дошкольных, школьных, лечебно-профилактических учреждениях и домашних условиях поливитаминными препарата

Статью подготовила заведующая МБДОУ детского сада № 61 Тарасенко Татьяна Александровна. Стятья по проведению С - витаминизации питания предназначена для родителей и специалистов.

Инструкция по проведению С-витаминизации питания.

1. С- витаминизация проводится в яслях, яслях-садах, детских садах. По специальному разрешению санэпидстанции С-витаминизирование пищи синтетической аскорбиновой кислотой может не проводится в том случае, если плодоовощные блюда, шиповник и другие витаминоносители, использумые в питании содержат такие количества витамина С, которые соответствуют утвержденным МЗ СССР нормам потребности людей в этом витамине, СЭС может разрешить временный (сезонный) перерыв в С-витаминизации на основании данных лабораторного контроля соответствующих блюд.

2. Ежедневно витаминизируются только первые или третьи блюда обеда или молоко. Предпочтительно витаминизировать третьи

блюда, в том числе чай, компот, кисель.

3. Аскорбиновая кислота вводится из расчета суточной нормы потребности человека в витамине С:

30 мг для детей в возрасте до 1 года,

40 мг для детей в возрасте от 1 года до 6 лет,

50 мг для детей в возрасте от 6 лет до 12 лет-20%.

4. Витаминизация проводится на пищеблоке старшей медицинской сестрой, диетсестрой или другим лицом медицинского персонала, специально выделенным для этой цели.

5. Витаминизация готовых блюд проводится непосредственно перед раздачей. Подогрев витаминизированных блюд не допускается.

6. Способ витаминизации первых блюд: таблетки аскорбиновой кислоты, рассчитанных по числу порций (или соответственно отвешанную аскорбиновую кислоту в порошке), кладут в чистую тарелку, куда заранее налито небольшое количество(100-200 мл) жидкой части блюда, подлежащего витаминизации, и растворяют при помешивании ложечкой, после чего в общую массу блюда, перемешивая половником: ополаскивают жидкой частью этого блюда, которую тоже выливают в общую массу блюда.

При витаминизации молока аскорбиновую кислоту добавляют непосредственно после закипания молока из расчета, соответствующего потребности детей данного возраста в аскорбиновой кислоте, но не более 175 мг аскорбиновой кислоты на 1 л молока (во избежании его свертывания). Практически витаминизацию молока можно проводить лишь для детей в возрасте до 1 года. При витаминизации кисилей, t аскорбиновую кислоту вводят в жидкость, в которой разводят картофельную муку.

7. В учреждении, где проводится витаминизация, лицо, ответственное за С-витаминизацию, ежедневно разносит в меню-раскладку сведения о проводимой витаминизации, причем указывает наименование витаминизированного блюда, число витаминизированных порций, количество аскорбиновой кислоты (в мг), введенной в общую массу блюда, количество таблеток, используемых для витаминизации, содержание аскорбиновой кислоты в таблетке.

8. Аскорбиновую кислоту (таблетки или порошок), используемую для витаминизации готовых блюд, следует хранить в защищенном от света, сухом, прохладном месте, в плотно закрытой таре, под замком, ключ от которого должен находиться у лица, ответственного за С-витаминизацию.

Специалисты отделения гигиены детей и подростков рассказывали о значении витаминов в питании подростка. О таком значимом микронутриенте, как витамин С, следует поговорить отдельно.

Витамин С, он же аскорбиновая кислота- это водорастворимый витамин, имеющий огромное значение для правильного обмена веществ. В частности, он необходим для осуществления окислительно-восстановительных процессов, поддерживает в нормальном состоянии кровеносные сосуды, кожу и костную ткань, стимулирует защитные силы организма, укрепляет иммунную систему, улучшает усвоение железа, является сильнейшим антиоксидантом.

Дефицит витамина С может быть связан с недостаточным его поступлением извне, нарушением усвоения, связанным с заболеванием желудочно-кишечного тракта(атрофический гастрит, энтерит), вредными привычками (употребление алкоголя, табакокурение). Кроме того употребление жесткой воды также является фактором, опосредованно влияющим на дефицит витамина С, поскольку присутствующие в такой воде соли железа и меди ускоряют окисление аскорбиновой кислоты.

При дефиците витамина С, обусловленном недостаточным поступлением его в организм, отмечаются нарушения общего состояния организма. Проявляется такое состояние быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, слабостью, раздражительностью, снижением устойчивости к холоду, повышением восприимчивости к простудным заболеваниям. Кроме того, может повышаться кровоточивость десен, ран, замедляться заживление кровоподтеков (синяков), повышаться проницаемость капилляров с появлением петехиальных кровоизлияний на коже - все это происходит в результате повышенной хрупкости кровеносных сосудов. Гиповитаминоз С может иметь скрытую форму, при этом создается благоприятный фон для формирования нарушений обмена веществ, астенического состояния, неврозов, стрессовых реакций. Недостаточное употребление витамина с в течение 1-3 месяцев уже вызовет гиповитаминоз, 3-6 месяцев - даст стойкую клиническую картину авитаминоза.

Как организму получить витамин С?

Витамин С не накапливается в организме, излишек выводится, поэтому важно ежедневно получать его в определенном количестве. Суточная потребность подростков в аскорбиновой кислоте колеблется в пределах 60-70 мг; для взрослого человека она составляет 70-100 мг. С какими продуктами мы можем получать этот необходимый микронутриент?

Аскорбиновая кислота широко распространена в природе - все овощи, фрукты, ягоды в тех или иных количествах содержат витамин С. Особенно много этого витамина содержится в плодах шиповника, черной смородины, облепихи, сладком перце. Высоким содержание витамина С характеризуются укроп, петрушка, цветная капуста, апельсины, клубника, рябина. Достаточно много аскорбиновой кислоты в белокочанной капусте (причем, много его содержится и в квашеной капусте), лимоне, черной смородине, клюкве, некоторых сортах яблок, мандаринах, черешне, щавеле, шпинате, зеленом луке. Картофель содержит умеренные количества витамина С. Свекла, морковь, огурцы, виноград, слива, персики бедны этим витамином. Важным источником аскорбиновой кислоты могут служить свежеприготовленные фруктовые и овощные соки.

Молоко и молочные продукты содержат крайне низкие количества витамина С, который практически отсутствует в пищевых жирах, мясе и мясных продуктах, злаках, кондитерских изделиях.

Важно! Витамин С легко разрушается при длительной термической обработке пищи, воздействии кислорода и солнечного света, длительном хранении продуктов. Например в зелени через сутки остается 40-60% первоначального количества витамина С, в яблоках через 3 месяца - около 85%, через полгода - 75%.

Если имеет место нарушение правил кулинарной обработки (длительное термическое приготовление в открытой столовой посуде), то витамин С почти полностью разрушается. Поэтому в рацион необходимо включать свежие овощи и фрукты, фруктовые и овощные соки.

В целях укрепления здоровья подрастающего поколения и снижения заболеваемости, в организованных детских и подростковых учреждениях проводится С - витаминизация.

Требования к содержанию витаминов, в том числе аскорбиновой кислоты установлены следующими документами:

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»,

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,

СанПиН 2.4.4. 1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей»,

СанПиН 2.4.4.2599-10 « Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»,

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в ОУ НПО».

Витаминизация может быть круглогодичной или сезонной (в моменты повышения эпидемического порога по острым вирусным заболеваниям, т.е. в осенне-зимний, весенний периоды). Так могут витаминизироваться первые или третьи блюда обеда или молоко. Специалисты-гигиенисты рекомендуют витаминизировать третьи блюда, в том числе чай.

Важно соблюдать условия витаминизации готовых блюд :

  • проводится на пищеблоке
  • под контролем медицинских работников
  • непосредственно перед раздачей
  • не допускается подогревать витаминизированные блюда.

На практике используют следующий способ витаминизации: аскорбиновую кислоту, рассчитанную по числу порций помещают в посуду, куда заранее налито небольшое количество (100-200 мл) жидкой части блюда. Затем, помешивая ложкой, растворяют в этой посуде и выливают в общую массу блюда, где также перемешивают.
Также рекомендуется проводить С- витаминизацию напитков. Витамин вводится в компот после его охлаждения до температуры 12-15гр.С, а в кисели при охлаждении до 30-35гр.С. При витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в жидкость, в которой размешивают картофельную муку. При витаминизации молока аскорбиновую кислоту добавляют непосредственно после закипания молока из расчета, соответствующего потребности детей данного возраста в аскорбиновой кислоте, но не более 175мг на 1 литр молока.

Формула:

25 (мг) х n (кол-во человек)=мг/1000 гр

25Х28=700 мг: 1000 = 0,7 гр
Пачка аскорбиновой кислоты 2,5 гр
Значит 0,7 гр: 2,5 гр = 0,3 пачки (третья часть пачки).
Норма введения витаминов в учебное время
30мг для детей до 1 года

45 мг для детей в возрасте от 1-3 лет

50 мг для детей от 3-до 6 лет

60 мг для детей от 6 -11 лет

70 мг для детей от 11-18 лет

80 мг для взрослых детей

Форма 4. "Журнал проведения витаминизации третьих

и сладких блюд"

Примерно в среднем берем 70 мг на человека.

В наличии должен быть приказ об ответственном лице за проведение витаминизации


    1. Выполнение циклического меню

  1. Отклонение от циклического меню не допускается. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному меню. Только в экстренных, исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд на другие при условии их соответствия по пищевой ценности и в соответствии с таблицей замены пищевых продуктов, что должно подтверждаться необходимыми расчетами.. В случае замены блюда, ответственный за питание в докладной доводит до руководителя учреждения информацию о необходимости произвести замену блюда, указывает причину, необходимые расчеты. Руководитель приказом оформляет факт замены блюда.

  2. Ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководителем ОУ меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и название кулинарных изделий (2 меню: общее + на ОВЗ).

  3. Молочная продукция (молоко пастерилизованное, стерилизованное, цельное, сгущенное, сметана, йогурт, кефир) используется в день открытия упаковки и в меню правильно производится списание данной продукции. Пример: по циклическому меню необходимо 126 г. молока, общее количество учащихся 76 человек. 126Х76=9576 гр. Значит, берем 10 литровых пачек молока и производим следующий расчет: 10000гр:76 чел.=131 гр. В меню записываем факт 131 гр (пусть будет больше чем указано в меню). Сметана, по меню 8 гр. на человека, всего 123 человека. Упаковка 400 гр. Производим расчет: 8Х123=984 гр. Значим, берем 3 упаковки по 400 гр. 1200:123=9,8 гр на человека записываем в меню.

  4. Списание фруктов, печенья, конфет. В циклическом меню норма на человека кондитерского изделия 20 гр. Всего 98 человек. В 20 гр. входит 3 печенюшки (конфеты). Расчет: 3 шт.Х98 чел. = 294 шт, взвешиваем и полученный общий вес делим на общее кол-во чел. Примерно: получилось общий вес 1980:98=20,2 гр (записываем факт в меню раскладку).
Фрукты (яблоки, бананы, апельсины и др.). В циклическом меню указан фрукт 120 гр., но, мы указываем вес фрукта в меню раскладке фактический. Отсчитываем фрукты по количеству детей, полученный общий вес делим на кол-во детей, получаем фактический вес и заносим в меню.

  1. Списание яиц: согласно меню требуется 8,5 гр. на человека, допустим в наличии 32 ученика, производим следующий расчет: 8,5 гр. Х 32 чел. = 272 гр.:40 гр (утвержденный вес яйца) =6,80, значит берем 7 яиц Х40 гр. =280 гр.:32 чел.=8,75 гр. этот фактический вес записываем в меню.

  2. Для контроля за качественным и количественным составом рациона питания, ассортиментом используемых пищевых продуктов и продовольственного сырья каждые 10 дней ответственный за питание ведет контроль над рационом питания согласно накопительной ведомости, где высчитывает % выполнения меню.

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ВЕДОМОСТЬ



ПРОДУКТЫ

среднесуточная норма в день по Сан ПиН 2,4,5,2409-08, брутто, г

Норма в день, г (25%)*

Фактически получено, г**

за 10 дней,г

Факт, в день, г

% выполнения

Дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

80

20

20

20

25

25

20

20

20

20

20

20

210

21

105

2

Хлеб пшеничный

150

38

41

30

40

38

30

30

30

45

30

30

344

34,4

91

3

Мука пшеничная

15

3,8

7

0

5

0

0

0

2

13

6

6

39

3,9

104

4

Крупы, бобовые

45

11,3

0

30

36

0

0

0

52

0

0

0

118

11,8

105

5

Макаронные изделия

15

4

39

0

0

0

0

0

0

0

0

0

39

3,9

97,5

6

Картофель

250

63

0

0

0

170

166

120

0

0

0

170

626

62,6

100

7

Овощи свежие, зелень

350

88

82

0

106

82

87

64

0

0

246

20

687

68,7

78

10

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник

15

4

15

0

0

15

0

0

0

7,5

15

0

52,5

5,2

130

11

сахар

40

10

16

19

1

15

15

15

10

23

16

10

140

140

140

12

Кондитерские изделия

10

2,5

0

20

0

0

0

0

20

12

0

0

52

5,2

200

13

Чай

0,4

0,1

0

0

0

0

0

0

0,5

0

0

0,5

1

1

100

14

Мясо 1 категории на кости

95

24

52

0

63

0

0

74

55

0

0

0

244

24,4

103

15

Цыплята 1 категории потрошенные

40

10

0

0

0

0

0

0

0

0

101

0

101

10,1

101

16

Колбасные изделия

15

4

0

0

0

0

40

0

0

0

0

0

40

4

101

17

Рыба филе

60

15

0

0

0

76

0

0

0

0

0

68

144

14,4

96

18

Молоко(массовая доля жира 2,5%, 3,2%)

300

75

9

308

15

24

100

130

16

120

40

24

786

78,6

104

19

Кисломолочные продукты (массовая доля жира 2,5%, 3,2%)

150

38

0

0

100

0

100

0

0

0

0

100

300

30

80

20

Творог (массовая доля жира не более 9%)

50

13

0

0

0

0

0

0

0

125

0

0

125

12,5

100

21

Сметана(массовая доля жира не более 15%)

10

3

8

0

0

0

5

0

8

5

0

0

26

2,6

105

23

Масло сливочное

30

8

5

5

6,2

10

7

10

9

5

7

10

742

7,5

95

24

Масло растительное

15

4

5

0

6

2

4

3

0

2

7

8

39

3,9

104

25

Яйцо диетическое

40

10

0

0

0

0

40

0

0

8,5

40

6

95

9,5

95

26

Какао

1,2

0,3

0

3

0

0

0

3

0

0

0

0

6

0,6

200

27

Соль

5

1,3

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

12

1,2

96

28

Дрожжи Хлебопекарные

1

0,3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

28

кофейный напиток

1

0,3

0

0

0

0

0

0

0

3

0

0

3

0,3

100

  1. Овощи урожая прошлого года (капусту, лук, корнеплоды) в период после 1 марта допускается использовать только после термической обработки.

Замечания технологического контроля по организации питания за 2014-2015 год:


  • Допускались факты использования в приготовлении первых блюд консервы «Говядина тушеная».

  • Не соблюдались правила обработки и хранения яйца куриного.

  • Не соблюдалась маркировка кухонной посуды. Продукты принимались от поставщиков без накладных.

  • Выход порций фруктов указывался не в соответствии в фактическим весом.

  • Не соблюдались правила мытья столовой посуды.

  • Маркировочные ярлыки имелись не на всю поступающую продукцию.

  • Использовались бытовые весы на пищеблоке.

  • Имелись в наличии и хранились замороженные овощи полуфабрикаты.

  • При размораживании продуктов не убиралась фабричная упаковка.

  1. Выходной контроль.

Организация работы бракеражной комиссии.
Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек (приказ): медицинского работника (при наличии) или пед. работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится). Результат бракеража регистрируется в "Журнале бракеража готовой кулинарной продукции" в соответствии с рекомендуемой формой. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.

Окислительно-восстановительных процессов. Витамин С способствует образованию дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).

При недостатке в организме витамина С (аскорбиновой кислоты) твой организм, улучив момент, сразу же предательски сдастся в плен самой безобидной простуде или инфекции. Из-за недостатка витамина С могут кровоточить десны, кожа - неестественно бледнеть и сохнуть, раны и синяки - долго заживать, волосы - тускнеть и выпадать, ногти - ломаться, а ступни - болеть. Аскорбиновая кислота имеет огромное значение для правильного обмена веществ, недостаток ее приводит к ломкости сосудов, усиленной пигментации кожи. Считается, что ударные дозы этого витамина успешно борются с сенной лихорадкой и пищевой аллергией .

В целях улучшения витаминного статуса, нормализации обмена веществ, снижения заболеваемости, укрепления здоровья подрастающего поколения, в организованных детских и подростковых учреждениях, согласно требованиям нормативных документов (СанПиН, СП) проводится круглогодичная или сезонная С – витаминизация.

Ежедневно витаминизируются первые или третьи блюда обеда или молоко. Предпочтительнее витаминизировать третьи блюда, в том числе чай. Витаминизация проводится на пищеблоке медицинскими работниками непосредственно перед раздачей. Подогрев витаминизированных блюд не допускается.

Способ витаминизации: таблетки аскорбиновой кислоты, рассчитанные по числу порций (или соответственно отвешенную аскорбиновую кислоту в порошке) кладут в чистую тарелку, куда заранее налито небольшое количество (100-200 мл) жидкой части блюда, подлежащего витаминизации и растворяют при помешивании ложкой, после чего выливают в общую массу блюда, перемешивая половником: тарелку ополаскивают жидкой частью этого блюда, которую тоже выливают в общую массу.

В летних оздоровительных учреждениях сезонного значения, а также в санаториях (в период летнего сезона) рекомендуется проводить С - витаминизацию холодных напитков. Витамин вводится в компот после его охлаждения до температуры 12-15гр. С, а в кисели при охлаждении до 30-35гр. С.

При витаминизации молока аскорбиновую кислоту добавляют непосредственно после закипания молока из расчета, соответствующего потребности детей данного возраста в аскорбиновой кислоте, но не более 175мг на 1 литр молока (во избежание его свертывания). При витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в жидкость, в которой размешивают картофельную муку. Аскорбиновую кислоту (таблетки или порошок), используемую для витаминизации готовых блюд, следует хранить в защищенном от света, сухом, прохладном месте, в плотно закрытой таре, под замком, ключ от которого должен находиться у лица, ответственного за витаминизацию.

Нормативные ссылки, регламентирующие норму содержания аскорбиновой кислоты в одной порции искусственно- витаминизированного блюда в день в образовательных учреждениях, учреждениях отдыха, санаториях и детских домов оздоровительных учреждениях.

Нормативный документ регламентирующий проведение исследований

Время проведения

Блюда подлежащие обследованию

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования » п 6.9

С 7 до 11 лет

В период учебного процесса

ежедневно

Первые и третьи блюда, молоко

С 11 лет и старше

СанПиН 42125-4437-87 « Устройство, содержание и организация режима детских санаториев» п. 6.7.

Круглогодично, ежедневно

Первые и третьи блюда

Возможно использование поливитаминного напитка «Золотой шар», поливитаминов

От 1 года до 6лет

От 6 до 12 лет

От 12 до 17 лет

СанПиН 2.4.1.1249-03

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» п. 2.10.20

От 1 года до 3 лет

Круглогодично, в целях профилактики гиповитаминозов, ежедневно

Первые и третьи блюда

Холодные напитки в летний сезон (компот и др.) Возможно использование поливитаминного напитка «Золотой шар», или других поливитаминных препаратов (1 драже в день во время или после еды)

От 12 до 14 лет

СанПиН 2.4.3.1186-03

«Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в ОУ НПО» п. 2.7.5 (прил.№ 4)

С целью профилактики витаминной недостаточности учащимися в зимне-весенний период года

Первые и третьи блюда, молоко

Возможно использование поливитаминного напитка «Золотой шар»

СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические - требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» п.10.7

20мг в летний период

Ежедневно в период функционирования

Первые и третьи блюда

50мг в весенне-зимний

Старше 10 лет

25мг в летний период

50мг в весенне-зимний

СанПиН 2.4.4. 1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» п.8.15

Дети школьного возраста

60-70мг

В целях профилактики гиповитаминозов

Холодные напитки (компот и др.) Возможно использование поливитаминного напитка «Золотой шар», или других поливитаминных препаратов (1 драже в день во время или после еды)

СанПиН 2.4.4.969-00 «Гигиенические - требования к устройству, содержанию, оборудованию и режима работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» п.4.7.

из расчета 35% средней суточной потребности.

С целью обеспечения витамином

Первые и третьи блюда

Холодные напитки в летний сезон Возможно использование поливитаминного напитка «Золотой шар»

Всем детям необходимо проводить профилактическую витаминизацию поливитаминными препаратами.

Для детей 3-6 лет

Для школьников 6-10лет

Для подростков 11-17 лет

СП 2.4.4.990-00 «Гигиенические - требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» п.2.11.7

Для детей 3-6 лет

Для школьников 6-10лет

Для подростков 11-17 лет

Из расчета 35% средней суточной потребности.

В зимне-осенний период с ноября по май включительно

Первые и третьи блюда

Холодные напитки в летний сезон Возможно использование поливитаминного напитка «Золотой шар» Всем детям необходимо проводить профилактическую витаминизацию поливитаминными препаратами

Роль витамина С

Витамин С – водорастворимый витамин, он не накапливается в организме.

Аскорбиновой кислотой богаты киви, плоды шиповника, цитрусовые, ягоды черной смородины.

Роль витамина С в организме человека

Витамин С – это антиоксидант, который принимает участие в большинстве окислительно-восстановительных реакций, протекающих в нашем организме. Витамин С необходим для развития соединительной ткани, нормального протекания процессов регенерации и заживления. Также витамин С поддерживает процессы кроветворения, обеспечивает устойчивость к различным видам стресса и нормализует иммунный статус организма.

Витамин С играет важную роль в обмене витамина Е в организме, синтезе L-карнитина, а также во многих других процессах.

Признаки дефицита витамина С

Первоначально гиповитаминоз проявляется неспецифическими симптомами: снижением умственной и физической работоспособности, вялостью, ощущением общей слабости, повышенной заболеваемостью острыми респираторными болезнями. Нередко возникают повышенная чувствительность к холоду, зябкость, сонливость или, наоборот, плохой сон, депрессия, снижение аппетита. Набухают десны, повышается их кровоточивость. Кожа становится шероховатой ("гусиная кожа"). Также при дефиците витамина С может наблюдаться медленное заживление ран, замедление роста волос.

Когда возникает нехватка витамина С?

Причины дефицита витамина С:

· Пища, бедная витамином С (чаще у пожилых малообеспеченных людей, а также при неправильном искусственном вскармливании грудных детей).

· Отсутствие в рационе свежих овощей и фруктов.

· Неполноценная кулинарная обработка продуктов: варка в открытой посуде, использование жесткой воды (присутствующие в ней соли железа и меди ускоряют окисление аскорбиновой кислоты).

· Инфекционные заболевания.

· Атрофический гастрит, энтерит.

· Стрессовые ситуации, тяжелая физическая работа.

· Употребление алкоголя, курение табака.

Недостаток витамина С в пище способствует развитию гиповитаминоза через 1–3 месяца, а через 3–6 месяцев возникает цинга.

Сколько нужно получать витамина С?

Адекватный уровень потребления витамина С – 70 мг, верхний допустимый уровень потребления витамина С – 700 мг*.