Open
Close

Тибетская ветеринария. Древние тибетские рецепты для здоровья и долголетия. Пища растительного происхождения

ТРИ АСПЕКТА ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ. Раздел 1. Основы теории

Для того чтобы освоить возможности тибетской медицины, ученику следует изучать этот предмет не один год. Если у кого-то возникает желание следовать таким путем, углубить и расширить свои познания в области духовных методик целительства, то можно обратиться к более системным материалам или изучать этот предмет в специальных учреждениях. Однако, если говорить коротко об основах теории тибетской медицины, следует отметить следующее: в основе этой древней тибетской методики лежит утверждение, что в организме человека доминируют три основные доши (три жизненных начала) - бедкен (слизь), трипа* (желчь), рлунг (ветер). Эти доши в своей сути есть комбинации первоэлементов (земля, вода, огонь, ветер, пространство) и являются базовыми предпосылками как в диагностике, так и в методах терапии.

При нарушении гармонии первоэлементов и сбалансированности дош в организме возникают различного рода расстройства, которые можно называть более привычным словом - болезни. В тибетской медицине различают два основных вида болезней - болезни холода и болезни жара, но они начинаются на уровне ума: омрачение страстью провоцирует расстройство рлунг (ветер), гнев вызывает дисбаланс доши трипа (желчь), а неведение нарушает дошу бедкен (слизь). Каждая из дош делится на пять основных составляющих:

1. Ветер (рлунг):
- поддерживающий жизнь;
- восходящий; - всепроникающий;
- сопровождающий огонь; - очищающий вниз.

2. Желчь (трипа):
- пищеварительная; - изменяющая цвет;
- творящая (характер); - зрительная;
- очищающая цвет лица.

3. Слизь (бедкен):
- поддерживающая;
- смешивающая (еду и питье);
- ощущающая (вкус);
- удовлетворяющая;
- соединяющая (суставы).


Различные причины и условия жизни провоцируют расстройство вышеописанных составляющих и могут влиять, как в сторону увеличения силы доши, так и в сторону понижения ее функции, что приводит в целом к дисбалансу самих дош и составляющих их элементов. Каждая доша имеет свою основную функцию и приоритеты в теле человека.

1. Действие доши ветра (рлунг) обеспечивает вдох и выдох, дает силу, приводящую тело в движение, руководит перемещением телесных сил внутри тела, дает ясность органам чувств и ведет за собой тело. Ветер опирается на крестец, поясницу и находится в нижней части тела человека.

2. Действие желчи (трипа) обеспечивает чувство голода, жажды, влияет на процесс питания и переваривание; желчь порождает телесное тепло, проявляет или очищает цвет лица, дает человеку храбрость и разум. Желчь опирается на диафрагму и находится в середине тела.

3. Действие слизи (бедкен) укрепляет тело и разум, прочность суставов, обеспечивает мягкость и маслянистость тела. Слизь опирается на головной мозг и находится в верхней части тела человека. «Дорогами передвижения» ветра, слизи и желчи в организме человека являются: - силы тела (прозрачный сок, кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя); - нечистоты (кал, моча, пот, ногти, волосы, ушная сера, смазка и выделения отверстий тела); - органы чувств; - плотные органы (сердце, легкие, печень, селезенка, почки); - полые органы (желудок, желчный пузырь, тонкая кишка, мочевой пузырь, семенник).

Если проследить систему формирования расстройств дош, то можно сказать следующее.

1. Болезни ветра накапливаются весной и приходят в движение летом, вечерами (с 14 до 18 час.), на рассвете (с 2 до 6 час.).

2. Болезни желчи накапливаются летом и активизируются осенью, в полдень (с 10 до 14 час.), в полночь (с 22 до 2 час.).

3. Болезни слизи накапливаются зимой, а весной проявляются наружу, также активны в вечерних сумерках (с 18 до 22 час.) и утром (с 6 до 10 час.).

Ветер, желчь и слизь бывают спокойными и возбужденными. Если уметь распознать данные состояния дош, то можно узнать все об основах болезни. Выше упоминалось, что в тибетской медицине выделяют две основные категории болезней - это болезни холода и болезни жара. Болезни холода в широтах Европы случаются намного чаше, чем болезни жара, климат здесь сырой и холодный, что провоцирует расстройства рлунг и бедкен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения их функций.

В рамках доктрины тибетской медицины существуют четыре основных условия, способствующих накоплению или истощению той или иной доши, т.е. виновники болезней: - климатические провокации; - хронические болезни; - провокации вредоносных духов; - кармические болезни. Кроме того, болезни могут провоцироваться неправильным питанием и образом жизни. Под климатическими провокациями также подразумевается переохлаждение от низкой температуры и перегрев, например, на солнце. Кроме всего прочего, провокацией может быть и доминирующая в данный сезон энергия, приводящая к расстройству одной из дош или к комплексным проблемам. Например, в зимний период доминирует доша слизь (бедкен), а весной, независимо от температуры, влажности и места на планете, всегда доминирует рлунг, приводя в дисбаланс дошу ветра. Дисбаланс дош бедкен и рлунг (холодных дош) может привести к обострениям хронических (холодных) расстройств. В тибетской медицине основными средствами лечения являются: - питание; - образ жизни; - процедуры; - лекарства. Под питанием подразумевается и питье в том числе.

Индусы говорят: «что мы едим, тем мы и являемся», это утверждение также принято и в тибетской традиции лечения. Питание в методике исцеления вообще является очень важным фактором, а в тибетской медицине оно стоит на первом месте по силе воздействия на доши и на организм человека в целом. Все продукты питания в своей основе также делятся на три доши и, соответственно, обладают свойствами слизи, желчи и ветра. Кроме того, у каждого продукта питания есть свои особенности. Продукты могут быть горячими или холодными как по температуре, так и по действию на тело и доши. Например, действием ветра (холодным действием) обладают сырые овоши и фрукты, фруктовые соки, чай, кофе, вино, пиво и т.д. Включая бесконтрольно эти продукты и напитки в свой рацион питания, можно привести в дисбаланс доши и функции внутренних органов. Дошу слизь (бедкен) усиливают молочнокислые продукты, а также пиво, жирные продукты, которые тяжело перевариваются (например, злаковые - пшеница и т.д.), недоваренная и холодная (сырая) пиша и т.д. Слизь также возбуждают продукты питания холодного свойства по температуре и по действию. К продуктам, усиливающим дошу желчь (трипа), можно отнести мясо (баранину, говядину), рыбу, пищу с острым вкусом, специи со жгучими свойствами, например, перец, соль, куркума и т.д. Это продукты теплого или горячего свойства и по температуре, и по действию.

Масла также бывают разными по действию. Топленое масло гхи считается теплым или горячим. Также горячим считается кунжутное или сезамовое масло, оливковое - более теплое, а подсолнечное провоцирует слизь и считается холодным по действию. Кипяток - горячего действия, холодная вода - холодного действия, такое же действие и у молока. Чай и кофе при любой температуре всегда холодного свойства. Сахар имеет крайне холодные свойства, а мед, напротив, горячего действия.

Свойства продукта можно определять по вкусу. В зависимости от того, какой вкус или группа вкусов преобладают в продукте, можно узнать, какие элементы (огонь, вода, земля, ветер) доминируют в нем. Ниже указаны элементы, которые в сочетании образуют вкусы.

Элементы Вкусы

ЗЕМЛЯ + ВОДА = СЛАДКИЙ
ЗЕМЛЯ + ОГОНЬ = КИСЛЫЙ
ВОДА + ОГОНЬ = СОЛЕНЫЙ
ВОДА + ВЕТЕР = ГОРЬКИЙ
ВЕТЕР + ОГОНЬ = ЖГУЧИЙ
ЗЕМЛЯ + ВЕТЕР = ВЯЖУЩИЙ


Если известно, какими свойствами обладают элементы и их сочетания, то, определив вкус продукта, можно судить и об его свойствах. Например, ЗЕМЛЯ + ВОДА - это тяжесть и холод, именно такими свойствами обладает доша бедкен (слизь). Молочнокислые продукты имеют свойства слизи, ведь они выглядят как слизь и такие на вкус (имеют сладкую основу). ЗЕМЛЯ + ОГОНЬ - более горячее сочетание, поскольку здесь присутствует элемент огня. Таким образом, можно определять свойства продуктов и балансировать доши человека, включая полезные для организма или исключая нежелательные продукты из рациона.

В мире нет абсолютно вредных или абсолютно полезных продуктов питания. Диета, как правило, подбирается под конкретные доши человека и в зависимости от их расстройств, учитывая возраст пациента, пол, время года и т.д. Вопрос: Правда ли, что в Китае лечат голодом, а в Тибете - усиленным питанием? При болезнях слизи голод полезен, а при истощении рлунг (ветра) - вреден. Какая-либо диета или голод рекомендуется только в конкретных случаях и при точном определении расстройств.

В тибетской медицине нет общих рекомендаций: унифицированные системы питания или бесполезны, или вредны. Например, при истощении рлунг надо человеку много спать, нельзя переохлаждаться, вредно много говорить или общаться с неприятными людьми, не следует перевозбуждаться алкоголем, кофе, чаем и т.д. Не рекомендуется посещать увеселительные заведения, где много шума, гае провоцируются сильные эмоции. Наркотики и всякие стимуляторы, даже легкие, вообще никому не полезны, а истощенным людям - тем более. Часто современные врачи при истощении рлунг прописывают антидепрессанты или другие препараты, так называемые «иммуномодуляторы», тем самым еще больше усугубляют это истощение.

Все стимуляторы по своей сути наркотики, они только открывают доступ в резерв энергии рлунг (ветра), но ничего туда не добавляют, отчего истошение ресурсов тела и психики только усугубляется. С повышенным бедкен (слизь) все наоборот: людям, склонным к полноте и с расстройствами слизи, полезно больше двигаться (активизировать рлунг), надо мало есть, можно пить горячий алкоголь (водку, коньяк, но в меру), следует меньше спать и больше работать физически, например, тренироваться. Целитель должен в своих рекомендациях следовать принципу, но не штампу и четко понимать смысл любой проблемы пациента. С повышенной желчью (трипа) нельзя употреблять горячую пищу как по температуре, так и по действию, также не показаны крепкие алкогольные напитки, острая, соленая и слишком кислая еда. С подъемом желчи можно пить пиво, хотя для людей с расстройствами рлунг и бедкен пиво очень вредно. Что касается образа жизни, то при повышенной желчи нельзя возбуждать ум и участвовать в разных соревнованиях, не рекомендуется жаркий климат и перенапряжение в работе. При повышенной концентрации желчи в крови кровеносные сосуды спазмируются, что может привести или к инфаркту или к инсульту. Желчь имеет свойство стягивать мышцы и сосуды, а если при этом усилен и рлунг (такое сочетание называют «горячий ветер»), может начаться цепная реакция, и некоторые внутренние органы (например, сердце) могут отказаться функционировать ввиду сильнейшего давления рлунг и жара, это надо знать и всегда помнить.

Этот «горячий ветер» также провоцируется наркотиками, отсюда очень частые летальные исходы в среде наркоманов при передозировках. Если провести аналогию, то соревновательный экстаз у спортсменов очень похож на экстаз, вызванный стимуляторами или наркотиками, потому бурные эмоции могут быть причиной сильного расстройства ума или рлунг (ветра). Гиперэмоции разрушают ваджрное тело (энергетику личности) и приводят доши в дисбаланс. В современном обществе уже стало нормой в течение недели испытывать депрессию, а в выходные дни компенсировать это избыточными эмоциями, разрушая личность алкоголем, разного рода развлечениями, наркотиками или избыточным сексом и т.д. Такой «рваный» образ жизни ведет к быстрому истощению и расстройствам тела, энергии и ума.

На втором месте после питания в практике тибетской медицины стоит образ жизни, им также можно регулировать очень многие условия и избавляться от причин, вызывающих различные расстройства. На третьем месте стоит мокса и другие процедуры, а лечение лекарствами - на четвертом. Исхода из сказанного, можно сделать вывод: самые доступные средства терапии для балансировки дош и элементов тела и энергии у нас всегда есть в наличии, к тому же это очень эффективные средства и совершенно безвредные. Если существует понимание этого аспекта, то у целителя и пациента есть возможность достаточно легко воздействовать на причины расстройств посредством регулировки питания, образа жизни, процедурами, а также другими доступными средствами терапии.


Эта статья познакомит вас с альтернативной медициной Тибета, которая помогает людям полностью исцелить организм от болезни.

Из неё вы узнаете:

  • Отличительные особенности тибетской медицины от традиционной
  • О разных подходах востока и запада в методах лечения
  • В чем отличие целей тибетской и традиционной медицины
  • Как работает медицина Тибета
  • О 3х системах, определяющих человека

Отличительные особенности тибетской медицины от традиционной.

Начнем с понимания о том, что такое тибетская медицина и чем она отличается от традиционной.

На протяжении ряда столетий в тибетской медицине сформировалась колоссальная база знаний о природе человека, о его взаимодействие с окружающим миром, о том, какие факторы и как влияют на наше здоровье: будь то климат, окружающая среда, питание, образ жизни или конституция.

Этот опыт и знания позволяют исцелять больных, ставить их на ноги, балансировать и гармонизировать их состояния.

Тибетская медицина впитала в себя все знания и мудрость народов востока: Индии, Китая и самого Тибета, которые положили начало древним манускриптам. В них представлены десятки тысяч методов лечения, процедур, лекарственных трав, рецептов, позволяющих человеку восстановить и укрепить свое здоровье.

Восток и запад. Разные подходы к методам лечения.

В чем же принципиальное отличие в лечение мудрецов “Востока” и наших докторов?

Начнем с того, что рассмотрим какая ситуация сейчас в традиционной медицина. А ситуация такая, что большинство людей, в той или иной форме, имеют заболевания на хроническом уровне. Хронический тонзиллит, бронхит, артрит, гастрит и другие заболевания.

Что значит хронический?

Это значит, что когда врач ставит вам диагноз с такой пометкой, он заранее ставит крест на вашем полном выздоровлении. И все лечение сводится к тому, что оно убирает у вас симптоматику, стараясь, путем применения назначенных лекарств и процедур, увеличить длительность ремиссии, т.е. процесса, когда сильно выраженные проявления болезни отсутствуют или ослаблены.

Болезнь как была так и осталась, а с симптомами справляются лекарства, на которые подсаживается больной на всю оставшуюся жизнь.

Яркий пример – болезнь сахарного диабета. Как не крути, а традиционная медицина не может вылечить от нее, поэтому человек будет вынуждены сидеть на инсулине пожизненно и платить за него столько сколько “скажут”, потому что от этого зависит его жизнь.

Это относиться и к кардиологическим заболеваниям. Здесь, чтобы жить нужно выпивать горсти пилюль, чтобы сердце работало без сбоев.

Еще один пример – астма. Без ингалятора никуда, опасно для жизни.

И таких примеров много, когда человек становится рабом лекарств, пожизненно на них работая. Многие с этим мирятся и до скончания дней своих занимаются ежедневными ритуалами по приему лекарств, пополняя бюджеты фармкомпаний.

В традиционной медицине весь фокус внимания направлен на тело человека. Она может узнать о человеке все, о том, какие процессы сейчас происходят, из чего состоят клетки, органы, в каком месте идут воспалительные процессы, как они протекаю, скорости химических реакций и даже генетический код человека. Тело не представляет загадки, о нем традиционная медицина знает все, а вот что стало причиной заболевания, к сожалению, затрудняется ответить.

Почему так происходит? Потому что причина болезни ищется только в теле.

В тибетской медицине к вопросу о болезни подходят иначе. Ее рассматривают не только как болезнь тела, но и более высоких уровней. В ней давно подметили, что физические болезни тела совершенно точно возникают и развиваются в зависимости от психоэмоционального состояния человека. Помните пословицу о том, что “все наши болячки в голове”. Так оно и есть.

Тибетской медицине это хорошо известно, поэтому она рассматривает человека как многоуровневую систему, где болезнь может локализоваться на разных уровнях.

Почему же наши врачи, наша медицина не возьмет себе на вооружение приемы и методы восточных знаний? Тем более, что о психосоматических факторах известно довольно давно и по ним написаны десятки научных работ?

В дело в целях.

В чем причина? А причина в разных целях. У традиционной медицины нет цели исцелить пациента, это большой фармбизнес, пополняющий на сотни миллионов долларов фармацевтические компании и казну государства. Может быть поэтому нам так часто в добровольно принудительном порядке пытаются навязать различного рода прививки, инъекции и другое “добровольное” лечение?

Цель медицинских организаций является продление жизни и улучшение ее качества, а вот какими способами нам пытаются продлить жизнь и каково истинное качество жизни после такого продления, вопрос, который никого не волнует, разве что самого больного.

Зачем исцелять хронически больного человека, если это источник постоянного дохода? Ведь если вдруг все станут здоровыми, то куда денутся все эти компании, препараты, докторские диссертации, вакцины и т.д.? Они обанкротятся, а государство потеряет львиную долю своего бюджета. Невыгодно им, чтобы мы были здоровыми, ведь это их золотая жила.

В тибетской медицине задача стоит в том, чтобы исцелить больного, сделать его здоровым. И поэтому она работает не с условиями или следствиями возникновения заболевания, а с её первопричиной. Ведь смотрите, человек заболевает потому что на то есть причина.

И заболевает он не от того, что холодно или жарко, сыро или сухо, есть микробы или их нет, потму что тогда все сразу болели бы. Заболевает он потому что в одном месте и в одно время сошлись все эти условия, которые запустили процесс заболевания и на то была предрасположенность, причина.

Как работает тибетская медицина?

Перейдем к тибетской медицине и подробнее познакомимся с тем, на чем основано ее лечение.

Выше уже упоминалось о том, что все болезни возникают от нашего психоэмоционального состояния. Соответственно, чтобы искоренить болезнь, нужно понимать каким эмоциям мы более всего подвержены и как импульсы от них воздействуют на наш организм.

В тибетской медицине рассматриваются 3 основных таких импульса, которые запускают те или иные реакции нашего организма. Что это за импульсы?

На все, что происходит с нами, мы реагируем 3-мя способами. Нам либо это нравиться, либо не нравиться, либо мы к этому равнодушны. Плюс, минус, ноль.

Каждый из этих импульсов влияет на свои системы в организме, сначала влияние происходит на энергетическом уровне, через энергетические каналы организма, далее переходит на физический уровень тела.

От этого влияния возникают те или иные формы заболеваний. Если перейти на тибетскую терминологию, то все наши заболевания зависят от преобладания той или иной нашей конституции (системы).

В соответствии с указанными выше импульсами есть система “Ветра” (плюс), “Желчи” (минус) и “Слизи” (ноль).

3 системы, определяющие человека.

Система “Ветра” отвечает за все, что связанно с подвижностью внутри организма: дыхание, движение сердца, движение мысли, движение нервных импульсов. Соответственно, когда возникает этот импульс, то сразу задействуются все системы органов, связанные с этим ним.

Система “Желчи” – все что связано с желчевыводящей системой, с пищеварением, с печенью, почками. Вызванные негативные реакции нарушают работу этой системы, что приводит к соответствующим заболеваниям органов.

Система “Слизи” связана с циркуляцией и образованием жидкости в организме. Т.е. реакция “ноль” значит, что если мы не контактируем с этим миром, прячемся от него включается эта система и в организме начинает образовываться вредная слизь, содержащая токсины и шлаки и создающая благоприятную среду для микробов. Такая слизь может образовываться в слизистых оболочках пищеварительного тракта, дыхательной системы, в полостях носа, в суставах.

Таким образом от преобладание той или иной системы или конституции у разных людей возникают предрасположенности к разного рода заболеваниям.

Для того, чтобы быть здоровым нужно держать уровень ветра, желчи и слизи на одном уровне, в балансе. И задачей тибетской медицины как раз и является поддержание этого баланса. Здоровье – это баланс 3-х систем.

В балансировании этих систем тибетская медицина достигла большого успеха. За долгие годы практик были выявлены все условия, которые раскачивают эти системы: климат, пища, эмоциональные реакции, образ жизни, конституция и т.д. А также способы, которые компенсируют эти раскачки и уравновешивают систему человека.

В заключение

В этой статье мы ближе познакомились с тибетской медициной, узнали чем она отличается от традиционной, какими принципами, знаниями и опытом руководствуется в исцелении организма человека.

Что же касается традиционной медицины, то она бесспорна необходима. Это потребность возникает в тяжелых случаях, когда человеку нужна срочная медицинская помощь и только прием химических препаратов или операция может спасти ему жизнь.

В остальных случаях исцелить свой организм, гармонизировать свое состояние и избавиться от хронических заболеваний поможет тибетская медицина. Здесь лечат причину, а не следствие, убирают ее, а не создают лишь временный эффект облегчения.

Тибетская медицина – это целостная система знаний о теле и душе. Она воплощает в себя богатый опыт и практические методики целительства. Основано данное направление медицины на учении аюрведы, которое, взяв лучшее из традиционной индийской медицины, органично впитало в себя знания многих культур, в том числе древнегреческой и китайской. Тибетская медицина включает в себя три аюрведические типа конституции человека. В аюрведе они называются Вата(Воздух), Пита(Огонь) и Капха(Вода), а в тибетской традиции – Лунг, Три и Бадкан.

Холистическое здравоохранение основано на знании о потребностях орган изма, на осознании его внутренних сил и возможностей и, что самое главное, на планировании действительно полезных и реально выполнимых действий по поддержанию хорошего самочувствия.

Для осуществления этой цели надо брать в расчет не только физические параметры, но и состояние души и ума. Ментальные факторы определяют наше отношение к жизни, способы взаимодействия с внешней средой, социальным окружением и в значительной степени влияют на здоровье. Депрессивные состояния могут быть прямым результатом неудовлетворения духовных потребностей, сопротивлением психосоциальным установкам или недостаточному питанию.

Тибетские буддисты-целители предлагают специальный тест, с помощью которого можно определить тип конституции собственного тела. В основу теста заложены реакция организма на изменения психофизиологических потребностей и взаимосвязь организма с окружающей средой. Изучив предпочтения и возможности собственного организма, можно определить его сильные и слабые места. В принципе, первичная диагностика и определение собственного конституционного типа могут проводиться самим пациентом. Проведение тибетского конституционно-типологического теста(или иной методики самотестирования) имеет несомненные достоинства и аналогичен тесту, проводимому в аюрведе.

Человек многое узнает об особенностях собственного организма и на основе этих знаний составляет индивидуальный оздоровительный план. Критический самоанализ необходим потому, что здоровье нельзя рассматривать как кратковременный результат. Напротив, оно является делом всей жизни и формируется в процессе постоянной работы.

2. КАК CАМОМУ ОЦЕНИТЬ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ?

Подобно уровню жизни, состояние здоровья является индивидуальной категорией. Сама по себе забота о собственном организме не может являться залогом отменного здоровья. Существует немало иных факторов, определяющих состояние здоровья, которые не подчиняются воле человека. Среди них можно выделить экономическое положение региона, уровень грамотности самого человека, социальные и культурные привычки и наличие в обществе специально подготовленного персонала. Человек может предпринимать все возможные меры для поддержания хорошей физической формы – правильно питаться, заниматься физкультурой и даже думать и действовать в позитивном направлении. И все же на его здоровье будут воздействовать окружающая среда, санитарное состояние местности, здоровье соседей, коллег по работе и т.д. Более того, не имея возможности регулярно проходить медицинское обследование, человек не может объективно судить о состоянии собственного здоровья.

Прекрасное самочувствие сегодня не гарантирует от болезни уже на следующей неделе. Ни один врач и никакие профилактические меры не могут полностью застраховать человека от болезни. Следует помнить, что лучше ожидать жизненные невзгоды и воспрепятствовать им, чем бояться их и сдаваться. При этом многие жизненные проблемы вовсе не обязательно преодолевать. Способность к анализу жизненных невзгод, т.е. к тому, что буддисты называют «мышлением позитивной отстраненности», значительно упрощает существование. Следовательно, столкнувшись с неудачей и оценив ее в конструктивном ключе, нужно на некоторое время абстрагироваться от грустных мыслей по поводу этой неудачи.

Здоровье и благополучие не следует определять как устранение физических и психологических недугов и неприятностей с помощью лечебных процедур, прописанных врачом. В фундаментальном трактате по тибетской медицине, «Четырех тантрах», здоровье и благополучие определяются следующими факторами:
- отсутствием серьезных психофизиологичсеских паталогий;
- приверженностью оздоровительной программе, основанной на качествах личности, конституционном типе, потребностях тела и способности удовлетворять эти потребности;
- пониманием переменчивой и преходящей природы бытия и осознанием жизненной цели в рамках этого понимания;
- адекватным восприятием перемен и напряженности во взаимоотношениях с другими людьми и окружающей средой, климатом, умением принять как данность процесса старения;
- чувством моральной ответственности, стремлением к знанию и самосовершенствованию;
- чувством удовлетворенности достигнутым, признательностью за воплощенье в человеческом облике.

Хорошее самочувствие - это результат процесса, длящегося всю жизнь. И все же сознательное отношение к собственному организму не означает, будто человек должен постоянно следить за тем, что он ест, о чем думает и что делает. Программа личного оздоровления должна быть построена таким образом, чтобы правила и рекомендации соблюдались, но не определяли жизнь человека.

Факторы жизни, влияющие на здоровый образ жизни человека:

Конституциональный тип тела и его функции

Познайте особенности собственного тела – его структуру и функции. Изучите системы пищеварения и кровообращения, узнайте о слабых местах своего организма и его защитных механизмах.

Окружающая среда и жилище

Изучите особенности места Вашего проживания: высоту над уровнем моря, температурный режим, атмосферное давление и влажность воздуха. Заведите дневник о сезонных переменах и, что более важно, для записей о реакции Вашего организма на эти перемены.

Сезонные влияния

Изучите влияние различных времен года на Ваше физическое и эмоциональное состояние. Является ли холодная влажная и сухая зима причиной депрессивных состояний, болей в суставах, плохого пищеварения и т.д.? Становится ли сухое жаркое лето причиной высыпаний на коже, появления чувства дискомфорта и др.?

Конституциональный тип человека

Проведите конституциональный типологический тест и, в соответствии с его результатами, составьте индивидуальную оздоровительную программу.

Ваш возраст

Возраст представляет собой один из аспектов конституционального развития. Определенные возрастные рамки можно соотнести с тем или иным конституциональным типом. Физический этап развития осуществляется в период младенчества и до восьми лет. Этот период роста и формирования организма соответствует конституциональному типу, называемому «Водой»(Бейгэн). Между восемью и сорока пятью годами происходит экстравертный этап развития, называемый «Огнем»(Трипа). И наконец, после сорока пяти лет следует интровертный этап, именуемый «Воздухом»(Лунь).

Конституциональная ущербность, или ослабленные органы и неустойчивая эмоциональная сфера

Определите органы, наиболее подверженные заболеваниям или травмам. Например, Вы можете обнаружить, что самым слабым звеном Вашего организма являются почки и мочеполовая система. Точно так же можно определить, что у Вас есть склонность предаваться унынию. В данном случае следует отнестись с особым вниманием не только к мочеполовым органам, но и к родственным системам, в частности, к селезенке и лимфатической системе.

Пищеварение и усвояемость

Внимательное отношение к процессам пищеварения и выделения поможет Вам выбрать оптимальный режим питания. Вы станете более благоразумны в выборе продуктов питания и способа их приготовления.

Вес тела и сила

Определите, каким весом и силой должно обладать тело в соответствии с конкретным возрастом и ростом.

В течение двух недель делайте записки обо всех продуктах, которые Вы потребляли, и при этом отмечайте их влияние на Ваш организм. Например, обратите внимание на продукты, вызвавшие несварение желудка или повышенное газообразование, и т.д. При этом следует иметь в виду, что эти продукты могут не вызывать негативных последствий, если будут правильно приготовлены.

Поведение

В течение дня отмечайте и анализируйте свои мысли, чувства и поступки. Постарайтесь понять, как окружающая среда и смена времен года влияют на Ваше поведение.

3. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

I. Тибетская диагностическая процедура

Процедуры, которым подвергается пациент, пришедший на прием к тибетскому целителю:

1. Прощупывание пульса на лучевых артериях обоих запястий.
2. Изучение мочи в лучах яркого cвета.
3. Физическое исследование:
Осмотр пяти органов чувств:
- языка;
- глаз;
- ушей;
- носа и губ;
- кожи.

Изучение функционального взаимодействия между пятью чувствами и объектами:
- восприятия вкуса;
- восприятия формы и цвета;
- восприятия звука;
- восприятия запаха;
- восприятия осязания.

Анализ пяти чувств:
- слюны;
- рвотных масс;
- мочи;
- состава крови;
- фекалий.

Ощупывание живота и акупрессурных точек:
- пальпация живота;
- ощупывание акупрессурных точек.

2. Опрос и история болезни:
Вопросы о режиме питания.
Вопросы о поведении, психологических и эмоциональных переживаниях.
Вопросы о реакции организма на медикаментозное воздействие.

II.Тибетский конституционально-типологический тест

Четыре основных этапа составления индивидуальной оздоровительной программы

На первом этапе человек должен узнать о себе как можно больше. Следует припомнить все проблемы со своим здоровьем – как в прошлом, так и в настоящем – и определить собственный конституционный тип.

На втором этапе предстоит выяснить оптимальную поведенческую модель(мышления, физической активности и способа взаимоотношений с другими людьми) в рамках конкретной конституциональной типологии, изменяющаяся согласно возрасту.

На третьем этапе определяется оптимальный режим питания.

На четвертом этапе следует определить реальные цели своей программы. Наряду с общими для всех людей оздоровительными целями нужно учитывать индивидуальную специфику конкретного человека. Наиболее важной целью можно назвать всеобщее стремление к продолжительной, не обремененной болезнями жизни, то есть к увеличению срока жизни и неизменно хорошему самочувствию. Индивидуальные цели специфичны и зависят от особенностей каждого организма, например, избавление от лишнего веса, необходимость излечить недуги, вызванные увеличением щитовидной железы в результате плохого обмена веществ или нарушения гормонального обмена.

Для многих людей подобные цели имеют смысл лишь в сочетании с психологическими и духовными устремлениями. В самом деле, какой смысл лишь в здоровом и крепком теле? Достаточно ли удовлетворить свои физические и психологические потребности и поставить на этом точку или человек должен стремиться к иным ценностям и осознавать всю меру ответственности, возложенную на него как на уникальную индивидуальность?

Типы телосложения

Тибетский конституционально-типологический тест включает в себя определение характерных физических и психологических качеств.

Прежде чем оценить личный конституциональный тип, необходимо определить «среднестатистического» представителя конкретной группы. Существует семь физических типов, которые часто определяют по первым трем, представленным Ветром(Лунг), Огнем(Три) и Водой(Бадкан), соотносимым с астеническим телосложением(эктоморфность), переходным(мезоморфность) и пикническим(эндоморфность). Остальные четыре типа телосложения представляют комбинацию первых трех(сайт Аюрведа).

III. Питание

Правильное отношение к приему пищи означает знание собственной оптимальной диеты, т.е. ее соответствие индивидуальному конституциональному типу, особенностям обмена веществ и состоянию здоровья в данный момент. Однако кроме свойств и состава потребляемой пищи следует иметь представление о ее оптимальном для конституционального типа количестве, времени приема и влиянии сезонных колебаний.

При выполнении любого психологического или физического действия в нашем теле осуществляются извечный взаимообмен стабилизация пяти первоэлементов. Их баланс в значительной степени поддерживается за счет приема или голодания.

Неспособность удовлетворить потребности тела в питательных веществах приводит к заболеванию. При этом проблему может породить дефицит одного питательного вещества даже в том случае, когда остальные потребляются в достаточном количестве.

К счастью, существует множество продуктов комплексное потребление которых может удовлетворить все нужды нашего тела. Описанные ниже принципы рационального питания подобраны таким образом, что зная свой конституциональный тип(воздушный, огненный или водный), можно выбрать продукты, которые содержат питательные вещества, скорее всего, отсутствующие в Вашем рационе.

IV. Фундаментальные принципы

Тибетская система целительства необычайно богата и сложна, но ее принципы вполне доступны для понимания:

«пять великих проявлений, или пять махабхут»(пять элементов, стихий);
«двадцать свойств»;
«три ньепа, или три виновника»;
«семь тканей» или «семь составляющих тела».

Пять элементов

Необходимым условием нормальной жизнедеятельности организма является взаимодействие сердца, кровеносной, мышечной, костной системы и клеточных структур. Это взаимодействие осуществляется в соответствии с принципами «пяти элементов», или «махабхут».

В теле человека каждому из пяти элементов – Земле, Воде, Огню, Ветру и Пространству – отведена своя роль. Так, элемент Земля обеспечивает стабильность и структурную общность, а элемент Вода – текучесть и плавность. Рост, развитие и усвоение пищи являются прерогативой элемента Огонь. Подвижность суставов, мускулов, циркуляция крови и иных жидкостей обеспечиваются элементом Ветер. Элемент Пространство способствует сосуществованию и взаимодействию между другими четырьмя элементами.

Двадцать свойств

Даная система целительства выделяет десять пар свойств, которыми характеризуются все органические и неорганические процессы:

холодный - горячий;
влажный – сухой;
тяжелый – легкий;
грубый – нежный;
густой – текучий;
неподвижный – подвижный;
тупой – острый;
мягкий – твердый;
гладкий – шероховатый;
чистый – мутный.

Три Ньепа

Медицина Тибета основана на учении о ньепа, трех принципах, управляющих взаимодействием и функциями пяти элементов. Три ньепа можно рассматривать как три вида энергии, или как три физиологических процесса. В «зону их ответственности» входят физиология, психология и психопатология. Когда они уравновешены, можно говорить о хорошем состоянии здоровья; с нарушением этого равновесия возникают болезни и недуги.

В рассматриваемой традиции эти принципы называются «Лунг»(Ветер), «Три»(Огонь) и «Бадкан»(Вода). Данные термины соответствуют названиям аюрведических конституциональных типов: «Вата»(Ветер), «Пита»(Огонь) и «Капха»(Вода).

Ветер(Лунг)

Ветер представляет энергетический принцип и физиологические процессы, изначально связанные с функциями нервной системы, а также с сердцем, ушами, кишечником, суставами и кожными покровами.

Воздух обеспечивает движение, дыхание, функции органов чувств и равновесие между двумя другими непами. Таким образом, Лунг считается очень сильной непой.

Огонь(Три)

Огонь связан с глазами, печенью, желчным пузырем, тонким кишечником и функциями сердечно-сосудистой, эндокринной и секретной систем.

Огонь обеспечивает пищеварение и тепловую функцию тела. Эта непа также отвечает за усвоение и обмен питательных веществ.

Вода(Бадкан)

Вода отвечает за функционирование пищеварительной и лимфатической систем, в частности, желудка, поджелудочной железы, мочевого пузыря и почек.

Вода отвечает за структурное взаимодействие и стабильность органов, обеспечивая целостность тела и его вес. Эта ньепа также обеспечивает увлажненность тела и его защиту от избыточного жара и иссушения. Таким образом, Вода умаляет жар Огня и замедляет перемещение Ветра.

Семь тканей

Существует семь главных «посредников», с помощью которых организм получает питание. При отсутствии преград и потерь тонкой энергии обеспечиваются рост и здоровье; в противном случае появляются предпосылки для патологических изменений. «Проводниками» питательных веществ являются «семь тканей»: плазма, кровь, мышечная ткань, жировая ткань, костная ткань, костный мозг и семенная жидкость. Пропорциональное участие каждой из семи тканей в структуре организма определяет состояние здоровья. Так, избыток жировой ткани может стать причиной ожирения, повышенной утомляемости, полового бессилия или апатии. Однако ее недостаток может сделать ногти и зубы ломкими, суставы хрупкими и привести к истощению организма.

4. Как продлить срок собственной жизни?

Основным условием продолжительного срока жизни является равновесие между умом, телом и духом. Для того чтобы поддерживать этот баланс на протяжении длительного времени, необходимо знать способы гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Подобные навыки можно приобрести за счет сознательного стремления к достижению равновесия между органами и системами организма, между эмоциями и осознанными мотивировками.

Сделайте все возможное, чтобы защитить себя от очевидной опасности. Живите в безопасном месте.
Сообразуйте свои жизненные привычки, рацион питания и манеру поведения с индивидуальным конституциональным типом.
Высыпайтесь. Не пытайтесь компенсировать недостаток ночного сна отдыхом во внеурочное время; вместо этого постарайтесь выспаться на следующий день.

Ответственно относитесь к половой жизни. Воздерживайтесь от сексуальных контактов с партнером, который болен или страдает сильным эмоциональным расстройством. Воздержитесь от сношений в период беременности или во время менструаций. Имейте в виду, что нарушение супружеской верности наносит непоправимый вред здоровью.

Регулярно занимайтесь физическими упражнениями.

Соблюдайте правила личной гигиены; регулярно выполняйте водные процедуры.

Делайте самомассаж.

Старайтесь придерживаться высоких этических норм. В частности, всегда выполняйте свои обещания и храните в тайне секреты, доверенные Вам другими людьми. Будьте честны при любых обстоятельствах и не полагайтесь на советы людей, добропорядочность которых вызывает сомнение.

Будьте справедливы, терпеливы и уважительны к другим людям. Делайте все возможное для разрешения спорных вопросов и устранения разногласий. Оказывайте особые знаки внимания тем, кто помог Вам, родителям и старикам.

Думайте позитивно. Самые тяжелые депрессивные состояния являются результатом наших мыслей. Такое случается, когда мы подгоняем жизненный опыт под известные стереотипы, но не смотрим правде в глаз; когда мы сдерживаем чувства вместо того, чтобы свободно проявлять их.

ОМОЛОЖЕНИЕ

На протяжении многих столетий людей пленяла перспектива обрести вечную молодость и замедлить процесс старения. Тысячи современников используют любую возможность для достижения этой цели – начиная от древних ритуальных способов и кончая траволечением, новейшими косметическими разработками и хирургическими операциями. Можно ли оставаться молодым, замедляя процесс старения? На этот вопрос тибетские источники отвечают утвердительно, но при условии, что методика омоложения организма не ограничивается косметическими процедурами или интенсивным траволечением.

Согласно теории тибетской медицины, омоложение – это процесс, в котором участвуют тело, разум и душа. Человек должен пройти три этапа и использовать при этом специфические техники. Для омоложения тела применяются специальный травяной массаж, травяная гидротерапия и травяное очищение организма. Для восстановления сил и развития психических и духовных качеств личности используются медитация, янтра-йога и уникальные буддийские методики. При соблюдении особых условий и по прошествии требуемого времени комплекс подобных оздоровительных мер дает невероятные результаты.

На протяжении столетий эта программа была частью процесса духовного роста и развития тибетских йогов, которые отдавали себе отчет в том, что для успешного осуществления практики построения мысленных образов и процесса энергетической трансформации нужно находиться в прекрасно психофизической форме. Даже современные тибетские учителя участвуют в этой программе, и многие ламы, которые давно перешагнули восьмидесятилетний рубеж, выглядят здоровыми и молодыми, что совсем не характерно для Тибета, где средняя продолжительность жизни равна сорока пяти годам.

Программа омоложения составляется в расчете на разные сроки реализации, с непременным учетом индивидуальных особенностей пациента и его пожеланий. Так, существуют программы, рассчитанные на три месяца, и на год. Пытаясь применять их, важно помнить, что на Западе очень сложно выполнить все условия, поставленные классиками тибетской медицины, так как во время лечения человек не должен испытывать стрессы и напряжение. Таким образом, если целиком исходить из требований тибетских врачей, все время, посвященное омоложению, современному человеку пришлось бы находиться вдали от городских стен, где-нибудь в тихом, идиллическом местечке.

Данная программа состоит из двух этапов, первым их которых является период очищения организма. За ним следует комплекс омолаживающих процедур, в значительной степени рассчитанный на употребление препаратов из трав.

I ЭТАП ОМОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМА

Очистительные процедуры проводятся в течение восьми дней. Все это время человек живет в живописном и тихом месте, где ему обеспечены покой и уют. Очищение является обязательным для всех пациентов в силу того, что на этом этапе не только предпринимаются меры по детоксикации организма, но и разрабатывается индивидуальная программа рационального питания, корректного поведения, специальных упражнений, медитации и духовного роста. В то же время пациентов знакомят с принципами омолаживающей методики.

Внешнее очищение

В течение первых трех дней пациент проходит сеансы гидротерапии, в ходе которых очищается кожа, усиливается кровообращение, улучшается деятельность эндокринной и секреторной систем.

Пациенту рекомендуют принимать ванны с применением травяного настоя, приготовленного по рецепту «пяти нектаров». Этот препарат весьма эффективен и может готовиться специально или применяться в консервированном виде. Для усиления действия травяных экстрактов применяется легкий массаж.

В течение восьмидневнего периода состояние пациента должно быть стабильным и врач должен предпринять все меры, чтобы обеспечить такое состояние.

Внутреннее очищение завершает процесс очищения организма.

Восьмой день посвящается обучению пациентов способам поведения на последующие девяносто дней, в течение которых они будут проводить лечение самостоятельно. Кроме того, им подробно рассказывают о методах медитации и построения мысленных образов. После этого пациентам раздают омолаживающие таблетки с инструкцией по применению этого лекарства.

II ЭТАП ОМОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМА

На втором этапе, который длится три месяца, пациент живет и работает как обычно, но при этом регулярно употребляет омолаживающие снадобья из трав.

Питание и поведение также отличны в период проведения омолаживающих процедур и согласуются с лечащим доктором.

В течение 98 дней пациент будет ощущать прилив жизненной энергии, его кожа и мышцы станут эластичными, улучшатся цвет лица и кровообращение, повысится активность пищеварительной и нервной систем. В целом программу можно обозначить как комплекс целебных и образовательных мер в сочетании с духовной практикой.

5. ОРИГИНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Поющие чаши, появившиеся в Гималаях и также известные под именем тибетских чаш, приобретают все большую известность на Западе. Однако происхождение и первоначальное назначение этих металлических чаш, издающих такие красивые, неземные звуки и оказывающих безусловное влияние на тело, разум и душу, до настоящего времени окутаны покровом тайны.

Воздействие звука – звуковой массаж - это процесс, идущий в первую очередь, глубоко внутри человека, побуждающий его прислушаться к себе и позволяющий ему обрести внутреннюю веру в себя. Он помогает человеку обрести утраченное чувство собственной значимости, способствует процессу физического выздоровления. Если мы допускаем, что в жизни много проблем и вопросов, мы также должны допустить, что ответы можно найти в себе. Каждый обладает способностью достигать состояния умиротворения, погружаться в молчание и познавать, что является поистине оазисом покоя в наш век, перегруженный жесткими графиками, теориями вероятностей, прогнозами, ожиданиями, оценками и так далее. Великая польза от того, что человек прислушивается к биению сердца, и своей душе, своему внутреннему «Я» заключается в том, что Вы получаете знания, не прибегая ни к каким объяснениям или доказательствам. Вы обретаете мудрость, а не информацию, которая обычно сопряжена с сомнительными интересами или закамуфлирована и задрапирована так, чтобы не обнаруживались ее скрытые дефекты.

Вы подобны музыкальному инструменту: звук хорошо настроенного инструмента ласкает слух, так и звуковой массаж ласкает тело, ум и душу.
Человек, исцеляющийся благодаря поющим чашам, восстанавливает энергетический баланс своего организма за счет удивительных звуков, издаваемых чашами, внутренне изменяя себя и свое отношение к жизни(«Поющие чаши. Упражнения для личной гармонии.» Аннеке Хойзер.).

Тибетская медицинская система является старейшей в мире. Самые популярные тибетские рецепты содержат лишь немногие из обычных ингредиентов, таких как чеснок, лимон, имбирь и мед. Используются для чистки организма, укрепления и восстановления сил и иммунитета.

Тибетский напиток для здорового сердца и кровеносных сосудов

Препарат применяют для постепенного очищения кровеносных сосудов от жировых отложений и предотвращения инсультов и заболеваний сердца.

Ингредиенты

1 кг – лимон;
- 300г – чеснок.

Подготовка

Измельчите лимон (вместе обязательно с кожурой) и чеснок. Смесь залейте 1,5 л кипятка в закрытой посуде и варите ее на слабом огне порядка 15-20 минут.
- Храните смесь в стеклянной таре и в прохладном месте.

Использование

Препарат следует принимать натощак в течение 25 дней по 50 мл.
- Сделать перерыв затем на 10 дней, после - повторите прием.
- Профилактическая медицина рекомендует использовать данный настой два раза в год, раз в полгода.
- Для лечения препарат нужно принимать, чтобы улучшить состояние здоровья, с применением перерыва на 10 дней между двумя дозированиями.

Тибетский чай для релаксации

Это средство служит для расслабления, снятия усталости и устранения стресса, традиционно считается, что он увеличивает продолжительность жизни и работоспособность организма.

Ингредиенты

5г тертого имбиря (натереть на терке мелкой);
- 1 стол. ложка сока лимона;
- 2 стол. ложки натурального меда;
- щепотка молотого острого перца;
- щепотка укропа.

Подготовка

Доведите два литра воды до кипения и кипятите ее в течение 5 минут.
- В охлажденную воду добавить имбирь, острый перец, укроп, мед, сок лимона.

Использование

В небольшом количестве (по 30 мл) пить чай в течение дня или выпить чашку перед каждым приемом пищи. Кроме того, данный настой помогает снизить аппетит и способствует похудению.

Тибетская медицина для омоложения тела

Эта смесь чеснока, меда и лимона применяется в тибетской медицине, как эликсир, который успешно замедляет процесс старения.

Ингредиенты

10 луковиц чеснока;
- сок из 10 лимонов;
- 1 кг меда.

Подготовка

Мелко нашинковать чеснок и перемешать с медом и соком лимонов.
- Поместите смесь в стеклянную посуду с крышкой (желательно банку) и оставьте на восемь-десять дней.

Использование

После периода настаивания, принимайте одну столовую ложку дважды в день в течение дня и вечером перед последним приемом пищи. Данный рецепт помогает значительно укрепить иммунитет.

Почему эти рецепты так эффективны?

Лимон обладает сильными антиоксидантными и антибиотическими свойствами. Благодаря его возможности удерживаться в крови, вплоть до 24 часов, является эффективным в защите от опухолей. Предотвращает отложение холестерина на стенках артерий и способствует снижению его уровня, если он уже существует. С учетом всех этих особенностей, лимон защищает мозг и предупреждает сердечные приступы. Применяется в качестве сильного антиоксиданта, и таким образом, замедляет старение.

Мед также является антиоксидантом, который обладает свойствами антибиотика. Защищает организм от вредных веществ, а при применении совместно с препаратами растений, его польза для здоровья только усиливается.

Тема 2 « Развитие ветеринарной медицины в древнем Китае, Индии, Тибете и Палестине»

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытнообщинного строя к строю рабовладельческому. Народы и племена Востока ранее других, за 4000-5000 лет до новой эры, вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Культура рабовладельческих стран Древнего Востока оказала большое влияние на развитие Европейских стран. За несколько тысячелетий до нашей эры у народов Древнего Востока возникли первые ростки материалистического миропонимания и зачатки научных знаний о природе. Составляя единое целое с естественнонаучными представлениями, эти взгляды в борьбе против идеализма и религии расчищали почву для развития науки. Материалистические направления философской мысли Древнего Востока еще не могли опереться на систему естественнонаучных знаний, которые находились тогда в зародышевом состоянии, но были тесно связаны с накоплением сведений о природе тел и явлений.

В период разложения первобытнообщинного строя и превращения его в классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающиеся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, например толкованием снов, различными «чудесами», «откровениями» и т.д.

Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. Стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные приемы, и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы много взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали различия между ними.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его трудно было удержать в памяти. В связи с этим, после возникновения письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. Жрецы стали хранителями знаний о природе и с появлением письменности записали народный опыт.

Развитие ветеринарии в Китае – в период первобытнообщинного строя китайцами было приручено большое количество животных: собак, свиней, коз, овец, быков, буйволов, лошадей, кроме того слонов и оленей. Скотоводство занимало значительное место. Об этом свидетельствует большое количество животных, приносимых в жертву (до 300 голов быков, 100 голов овец).

В конце 3-го-начале 2-го тысячелетия до н.э. в Китае укрепился рабовладельческий строй, возникла иероглифическая письменность, сложность которой делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

В Древнем Китае больших успехов достигли такие науки, как математика, астрономия, земледелие, биологические и медицинские знания.

Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое с связана с древней философией, согласно которой в организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье и болезнь определялись их соотношением.

Китайские врачи применяли многие лекарственные вещества растительного (женьшень, лимонник, ревень, имбирь, чай, лук, чеснок), животного (рога молодого оленя, мускус, печень, костный мозг, кровь тигра) и минерального происхождения (ртуть, сурьма, железо, сера).

Китайские хирурги использовали для сшивания ран шелк, нити жгута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий, метод лечения «чжень-цзютерапия» (иглоукалывание и прижигание) применяли для лечения, как людей, так и животных.

Назначение уколов – облегчить передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой», и тем самым устранить причину заболевания. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к 6 веку до н.э. и изложены в «Каноне о внутреннем» («Ней-цзин», около II в.до н.э.) – одной из древнейших медицинских книг Китая.

Довольно рано в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами.

Одним из первых китайских лекарей, живших около 5000 лет назад, считается мифический император Шень Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию он оставил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений.

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже 3000 лет назад в китайской медицине сосуществовали четыре раздела – внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. С XI века до н.э. ветеринария упоминается как отдельный раздел врачевания (Чжоуские ритуалы ХI-VII вв. до н.э.), где, наряду с описанием некоторых болезней животных и методами их лечения, отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы и некоторых заболеваний в портовых городах.

В более поздних сочинениях, которые содержат нарисованные лекарственные растения, инструменты и анатомические рисунки, предписывалось избегать проезда по местности, где убивают скот, рекомендовались методы профилактики некоторых гельминтозов, в частности бычьего солитера.

Развитие ветеринарии в Индии – медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Лечением животных в Древней Индии занимались знахари (бхишадж – изгоняющие бесов), которые постепенно с течением времени превратились во врачей – целителей. Ветеринарные врачи Древней Индии принадлежали к высшему медицинскому сословию -Yaidya (к нему же принадлежали и врачи человека). Источником сведений о лечении людей и животных в Древней Индии является письменный памятник Аюрведа «Знание жизни», составление которого относят IХ-III вв. до н.э. Эта книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины и ветеринарии имеются элементы народной ветеринарии, опирающейся на многовековой опыт народа. В Аюрверде (Ayur - Veda - Sucruta ) описано 760 лекарственных растений, способы применения средств растительного, животного и минерального происхождения, имеющиеся в ней описания болезней замечательно точны. В индийском врачевании лекарства распределялись по их действию. Были известны рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применяли в виде порошков, пилюль, настоев, отваров, мазей и т.д. Широко применяли лечение ран повязками, пропитанными маслами и иглоукалывание. Древние индусы знали об оспе и могли знать о пользе прививок. Ими описано более 10 хирургических инструментов и способы проведения хирургических операций.

Хирурги Древней Индии умели сшивать ткани льняными и пеньковыми нитями, сухожилиями и конским волосом. Останавливали кровотечения с помощью холода, золы, давящей повязки; при вывихах и переломах костей использовали неподвижные повязки и бамбуковые шины; знали особые методы лечения ожогов, язв и опухолей.

В Индии, как и в других странах Востока, рациональные формы борьбы с болезнями тесно переплетались с религиозными представлениями, о чем свидетельствую Веды, в частности гимны Ригведы и Атхарваведы ( 3-2-е тысячелетие до н.э.), содержащие элементы врачевания животных, сопровождающиеся молитвами и заклинаниями.

«Веды» - сборники бытовых и религиозных предписаний – содержат произведения народного эпоса, часто в художественной форме, и свод законов Ману, где освещены многие вопросы гигиены и даны рекомендации по питанию, говорится об ответственности врача за неудачное лечение и приводятся размеры штрафов.

Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья были переведены на арабский язык и распространились в разных странах Востока.

Тема 1: «Развитие животноводства, ветеринарии в древней Месопотамии и Египте»

Другим очагом развития ветеринарии в древности, о чем свидетельствуют многочисленные памятники культуры, были древние рабовладельческие государства Двуречья (долина рек Тигра и Ефрата, ХХ-ХVIIвв. до н.э.), Центральная часть Двуречья – Аккад и юг Шумер –во 2-1-м тысячелетии до н.э. в северо-восточной части Месопотамии появилась Ассирия. В этих странах природные условия способствовали развитию скотоводства. Здесь разводили молочный и мясной скот. Коротконогих и длинноногих быков держали на подножном корме, подкармливая зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте, молотьбе и перевозке грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда впрягали в плуг длинноногих антилоп. Широко был распространен мелкий рогатый скот – курдючные и тонкошерстные овцы.

Во 2-м тысячелетии до н.э. началось возвышение Вавилонского государства, в котором к этому периоду накопились основательные знания по ветеринарии. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, по описаниям которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство. Было известно, что отдельные болезни передаются от одного вида животного другому. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которых использовали различные, порой очень сложные лекарства. В состав лекарств включались нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Для борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, животноводческие постройки сжигали, бешенных животных держали на цепи, потом убивали. Закрывали границы государств во время эпизоотий, знали связь эпизоотий и эпидемий.

Вавилонские врачи умели готовить отвары из растений, делали мази для наружного применения. Им были известны компрессы, массажи, кровопускание. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения животных широко использовали воду и масла. На широкое их применение указывает то, что слово врач, в том числе и ветеринарный, в буквальном переводе означает «знающий воду» и «знающий масло».

Некоторые сведения по анатомии животных, которая была развита слабо, были связаны с жертвоприношениями. Рассечения жертвенных животных давали анатомические познания, но для постановки диагноза выделяли лишь сердце, желудок, легкие и печень.

Развитие ветеринарии в Египте

Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н.э. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н.э. в Египте развилась довольно широкая врачебная специализация. У египтян были врачи: хирурги, стоматологи, глазные врачи, «иные для невидимых болезней», ветеринарные врачи.

Профессиональная ветеринария, которая вышла из недр народной ветеринарии, приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. В Египте благодаря обоготворению животных и вере в переселение душ, ветеринария занимала очень почетное место, и врачевание животных было привилегией касты жрецов. Социально положение врачей было, как правило, высоким. Так, Хеси-Ра (XXVII-XVI вв. до н.э.), начальник дантистов и врачей, был одновременно главным писцом фараона.

Создание письменности обусловило появление специальных тестов, которые являются сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения их у людей и животных. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский (1850 г. до н.э.) Папирус, посвященный женским болезням, содержит также трактат о парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболевании «шац», значение которого не расшифровано. За 1550 лет до н.э. были составлены два самых обширных по размеру папируса: папирус Смита, посвященный хирургии и папирус Эберса, посвященный заболеваниям по частям тела. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших текстов, не сохранившихся до нашего времени. Самые древние папирусы главное внимание уделяли эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержали религиозных мотивов. С течением времени «медицина в Египте все более и более погружается в колдовство и мистику», тексты папирусов наполняются религиозными рассуждениями и содержат много молитв и магических процедур. Египтяне считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной, т.е. исходить от богов и духов, поэтому врачебное исскуство включало в себя знания множества заклинаний и умение ловко и быстро готовить амулеты.

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать и после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование, это способствовало приобретению знаний в области анатомии. Бальзамировали не только людей (в основном жрецов и фараонов), но и обожествленных животных. В Египте был культ быка и кошки, за нанесения вреда которым законодательством предусматривалось самое жестокое наказание.

В Древнем Египте употреблялись ряд анатомических терминов, что свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако, знания по анатомии и физиологии были незначительные.