Open
Close

Урок на тему ткани. Конспект занятия по ознакомлению со свойствами ткани с элементами экспериментирования в подготовительной группе. Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет ва

Тема программы: Материаловедение.

Тема урока: Производство ткани.

Цели урока:

    Познакомить учащихся с процессом производства тканей, историей ткачества. Научить учащихся определять направление нити основы по различным признакам.

    Развивать у учащихся логическое мышление, сравнивать наблюдаемые явления, делать выводы. Развивать умение определять направление нити основы по различным признакам.

    Воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду и мастерству через использование исторического материала.

Оборудование:

    Экран, компьютер

    Образцы тканей

    Коллекция волокон

    Наглядные пособия " Хлопок", " Лен"

    Иглы швейные

    Картонные рамки (8 на 8 см)

План урока:

    Вступительная речь

    Повторение сведений о хлопке.

    Повторение сведений о льне.

    Повторение о процессе прядения.

    Практическая работа (изготовление образца ткани).

    Знакомство с работой ткацкого станка

    Лабораторно- практическая работа " Определение в ткани направления нити основы"

    Итоги урока.

Ход урока

Организационный момент

    Рапорт дежурного;

    Проверка готовности учащихся к уроку.

Вводный инструктаж

Вступительная речь учителя:

Немного из истории: Единственной одеждой первобытного человека были звериные шкуры. Однако уже около 10 тыс. лет назад люди догадались и научились изготавливать ткани и одежду из нитей. А поняв преимущества тканей перед другими материалами, люди стали использовать их не только для изготовления одежды, но и для других целей. Для каких например?

Чудесен и разнообразен мир тканей, они окружают нас повсюду: дома, на работе, на отдыхе, на улице (шторы, постельное белье, столовое белье, обивка мебели, зонты, игрушки, палатки и туристическое снаряжение, обивка мебели и т.д.)

Сегодня вам предстоит на уроке узнать, как изготавливали ткани наши предки и как изготавливают их сейчас.

Тема урока: " Производство ткани"

Сегодня вы познакомитесь с процессом производства ткани. На практических занятиях научитесь определять направления нити основы и научитесь изготавливать ткань.

Вы уже знаете, что нити и пряжу получают из волокон. Давайте вспомним, что же такое волокно?

Ученики: Волокно - тончайшая нить, которая используется для изготовления пряжи, ниток, ткани.

Учитель : Совершенно верно. Ребята, наш урок пройдет в форме путешествия из страны Волока в страну Тканей. Для путешествия необходимо взять с собой знания, уверенность в себе и хорошее настроение. Путешествовать будем двумя командами, которым предстоит добыть ключи от главных ворот страны Тканей.

Итак, отправляемся в путь. Какие текстильные волокна вы знаете?

Ученики : хлопок и лен

Учитель: К какому виду они относятся?

Ученики : к натуральным волокнам.

Учитель: К какой группе они относятся?

Ученики : к волокнам растительного происхождению.

Учитель: А теперь внимание на экран. Каждой команде составить рассказ по предложенному плану.

Команда 1. Рассказать о хлопке.

    Из какого растения получают хлопковое волокно?

    Какая часть растения используется для производства хлопкового волокна? (за правильный ответ команда получает ключ)

Команда 2. Рассказать о льне.

    Из какого растения получают льняное волокно?

    Дать характеристику волокну (мягкость, цвет)

    Какая часть растения используется для производства льняного волокна? (за правильный ответ- ключ)

Учитель: Чтобы попасть из долины Волокон в город Пряжа, надо преодолеть речку. Для этого необходим мостик. Мостик - ключевое слово, обозначающее процесс получения пряжи из волокон. (за правильный ответ команда получает ключ)

Ученики : Процесс получения пряжи из волокна называется прядение.

Учитель: Помните, у А. С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане …»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

А в «Сказке о рыбаке и рыбке»:

Жил старик со своей старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Долгими осенними и зимними вечерами в каждой избе пряли пряжу. А для этого использовали прялки. А как же из пряжи получить ткань? Оказывается это можно сделать, если натянуть на рамку нити параллельно друг другу. Такие нити образуют основу ткани. Поэтому они так и называются - основа. Основа - это нить проходящая вдоль ткани.

Но натянутые параллельно нити еще не являются тканью. Что же нужно сделать дальше? Достаточно ли нитей основы, чтобы получить ткань? Необходима еще одна нить, которая переплетает нить основу в поперечном направлении. Так мы сможем получить полотно. Вторая, поперечная нить в ткани называется - уток. Уток переплетает основу по - разному. Например, переплетая 1 через 1 , получаем переплетение, которое называют полотняное. Ребята, а что произойдет если нить утка переплетать 1 через 2.

Ученики : Другой вид переплетения.

Учитель: Верно. Глядя на готовые ткани, мы не задумываемся о том, как они были изготовлены. А ведь часто бывает нужно знать, в каком направлении проходит в ткани нить основы и уток. От этого зависят многие свойства тканей.

Характеристика тканей.

Хлопчатобумажные ткани – Тканей, содержащих 100% хлопка, выпускается очень мало. Чаще всего х/б волокна смешивают с вискозными и синтетическими волокнами. В эту группу тканей входят в основном ткани бытового назначения. Эти ткани обладают значительной прочностью, мягкостью, легкостью, имеют хорошие гигиенические свойства. Хлопчатобумажные ткани легко впитывают влагу и быстро высыхают, хорошо пропускают воздух, легко стираются, чистятся, утюжатся, выдерживают температуру.

Льняные ткани – обладают высокой прочностью и малой растяжимостью, жестки на ощупь, быстро и сильно сминаются, но хорошо разглаживаются утюгом. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются, что делает их особенно пригодными для летней одежды, постельных и столовых изделий, нательного белья. Использование в льняных тканях химических волокон позволяет снизить их усадку, уменьшить сминаемость.

Текущий инструктаж. Практическая работа

(Для всех учащихся изготовить образец ткани, используя рамку из картона и пряжу.)

Учитель: Мы очень близко подошли к стране Тканей. Но на нашем пути опять препятствие - овраг. Чтобы преодолеть его, нужен мост. Чтобы построить мостик, необходимо ключевое слово, обозначающее процесс производства тканей. Это слово Ткачество. Ткачество - процесс производства тканей из пряжи путем переплетения нитей основы и утка. Конечно, чтобы изготовить настоящее полотно, требовалось более сложное устройство, чем картонная рамка и игла с ниткой. И называлось оно Ткацкий станок. А теперь вы самостоятельно сделайте простое переплетение нитей. Последовательность работы смотрите на карточках заданиях. (Приложение 1)

(Учащиеся самостоятельно выполняют переплетение нитей. Учитель Выборочно показывает выполненные практические работы, на которых характеризуется ошибки, рассказывает как их избежать, исправить на правильно выбранных образцах, просит сравнить учащихся несколько работ, обнаружить недостатки, делает необходимые замечания, проверяет выполненные работы) (Приложение 2)

Учитель : Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь посмотрите видеофрагмент «Работа современного станка».

(Показ видеофрагмента «Работа современного станка»)

Учитель : Ребята, направление нити основы можно определить по следующим признакам:

    нить основы совпадает с направлением кромки;

    нить основы менее растяжима, более прочная;

    в тканях в полоску направление полосы совпадает с направлением нити основы;

    в ворсовых тканях направление ворса совпадает с направлением нити основы.

    При растяжении нить основы издает звонкий звук.

А теперь попробуйте самостоятельно определить направление нити основы в предложенных образцах.

Лабораторно- практическая работа "Определение в ткани направления нити основы"

(Учащиеся определяют направление нити основы в лоскутках ткани)

Учитель : Все ключи собраны, значит мы можем войти в город Тканей. В этой стране вам предстоит узнать еще много нового и интересного. А теперь сделайте вывод, для чего нам нужны знания основ материаловедения.

(Разные мнения учащихся)

Заключительный инструктаж

    Подведение итогов работы учащихся.

    Сообщение о достижении цели.

    Разбор типичных ошибок.

    Сообщение оценок.

Приложение 2

Конспект НОД в старшей группе по теме "Волшебный лоскуток"

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей (5-6 лет)по теме "Волшебный лоскуток". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия направленного на воспитание интереса о свойствах ткани и развитию любознательности у старших дошкольников.
Цель : расширять у детей представление о различных видах ткани.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам. Закрепить знания детей о свойствах ткани-толстая, тонкая, разноцветная, прочная. Познакомить детей с профессией "художник по ткани".
Развивающие: Расширять представление детей о свойствах различных материалов (бумага, ткань). Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей. Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий. Развивать речь и мышление детей.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу.Организационный момент: дети заходят в зал и встают в круг.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Какие вы сегодня красивые, нарядные! Скажите, что вы чувствуете когда на вас надеты красивое платье, нарядная рубашка или модные брюки (ответы детей).
Из чего сшита ваша одежда (из ткани).
Слайд №1 (Золушка в старом платье, музыка грустная).
Ребята посмотрите к нам пришла Золушка, но что случилось почему она грустная (ответы детей).
А, я знаю почему она грустная. Золушка хочет пойти на бал, быть такой же красивой и нарядной как вы, но злая мачеха спрятала все красивые платья. Что для этого нужно сделать? Мы постараемся и придумаем чтобы у Золушки стало такое нарядное платье как у вас. Я предлагаю отправиться в путешествие «мир тканей»(дети под музыку идут по кругу). Первая остановка «Магазин тканей».
Слайд №2 (магазин ткани)
Посмотрите внимательно, все ткани разные. Как вы думаете из какой ткани шьют летнюю одежду? Лиза подойди и определи.
Слайд №3 (летняя одежда)
Ситец-лёгкий, тонкий, разноцветный материал. Из ситца шьют лёгкую летнюю одежду: платья, халаты, сарафаны, рубашки.
Слайд №4 (платья, лента, блузка)
Шёлк-из него можно сшить лёгкое летнее платье, ленточки, которые вам мамы вплетают в косички, блузки. Шёлковую одежду носят летом, она лёгкая и прозрачная.
Слайд №5 (меховая куртка, шуба, шапка).
А из какой ткани шьют тёплую одежду?

Мех-а как вы думаете, что шьют из меха? Правильно шапки, шубы, рукавички. Эту одежду носят зимой.
Слайд №6 (куртки, костюм, брюки, игрушка)
Вельвет-эта ткань плотная, толстая. Из этой ткани шьют брюки, куртки, игрушки. На ощупь она ребристая. Ребята вы запомнили все ткани? Давайте мы их назовём. (дети называют).
Слайд №7 (ткани)
Ткань сияет радугой
Людям сердце радует.
Без неё никак нельзя
Стать нарядными друзья.
Отправляемся дальше, следующая остановка «лаборатория»(дети под музыку движутся). Вы поняли что это за лаборатория (ткани).
Слайд №8 (ткани)
У всех тканей есть одно сходство: все они сделаны из нитей.
Слайд №9 (ткацкий станок ткёт ткань).
Опыт №1
Возьмите лупы и посмотрите на лоскутки ткани. Посмотрите на переплетение нитей, на какой рисунок оно похоже (квадратики).
Опыт №2
У вас лежат у кого бумага у кого ткань. Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладте. Что вы можете сказать? Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была. Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Что вы видите (ткань прочная, а бумага нет).
Опыт №3
Намочите бумагу и ткань. Теперь выжмите и расправьте. Что вы видите (бумага рвётся и размокает, а мокрую ткань можно высушить).
Физминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки, вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили.
А теперь рывки руками повторяем вместе с вами
Руки вверх и руки вниз
Ты давай ка не ленись.
На одной ноге стою, а другую подогну.
А теперь попеременно буду поднимать колени.
Следующая остановка «мастерская».
Слайд №10 (мастерская художника по ткани).
Ребята посмотрите вот у меня белая ткань. А кто знает почему другая ткань такая красивая, разноцветная (ткань раскрасили) Правильно. Есть такая профессия «Художник по ткани». А кто догадался, что он делает (раскрашивает ткань). А вы хотите освоить эту профессию (да) Хорошо. Тогда давайте пройдём в нашу мастерскую по росписи ткани. У вас на столах лежат лоскутки из белой ткани и мы сегодня будем их расписывать. Нужно взять за середину лоскуток и скрутить её. А теперь макая кисть в разную краску по очереди будем раскрашивать, кто в какой цвет хочет. После каждого цвета нужно промыть кисть. (работа детей). А теперь разверните свои салфетки и посмотрите что у вас получилось. Какие у вас красивые и разноцветные ткани, у каждого свой рисунок. Покажите нашим гостям. Теперь когда наша расписная ткань подсохнет мы отдадим Золушке чтобы она сшила себе красивое платье.
Примеряет лоскуток
Кукла щеголиха-
Скоро платье и платок
Ей сошьёт портниха.
Ленты яркие, тесьма,
Золотая бахрома-
Всех красавиц краше
Будет дочь у Даши.
Слайд №11 (швейная машина, ткань, иголка, ножницы, метр, молоток, гвоздь, ведро, машина в середине портниха)
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что нужно портнихе для работы с тканью».
Слайд №12 (Золушка весёлая и нарядная)
Ой ребята мы с вами забыли про Золушку. Давайте посмотрим, что же случилось с Золушкой. Она изменилась (стала весёлая и нарядная). А почему? Молодцы ребята и в этом помогли Золушке вы. Теперь на балу она будет самая красивая и нарядная.
О чём мы с вами сегодня говорили?
Какие бывают ткани?
С какой профессией мы познакомились?

Презентация на тему: Волшебный лоскуток

Организм человека - сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. На уровне клеток происходят все важнейшие процессы; обмен веществ, рост, развитие и размножение. Клетки и неклеточные структуры объединяются в ткани, органы, системы органов и целостный организм.

Ткани- это совокупность клеток и неклеточных структур (неклеточных веществ), сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Выделяют четыре основные группы тканей: эпителиальные, мышечные, соединительные и нервную.

Эпителиальные ткани являются пограничными, так как покрывают организм снаружи и выстилают изнутри полые органы и стенки полостей тела. Особый вид эпителиальной ткани -железистый эпителий - образует большинство желез (щитовидную, потовые, печень и др.), клетки которых вырабатывают тот или иной секрет. Эпителиальные ткани имеют следующие особенности: их клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации).

Эпителиальные клетки по форме могут быть плоскими, цилиндрическими, кубическими. По количеству пластов эпителии бывают однослойные и многослойные. Примеры эпителиев: однослойный плоский выстилает грудную и брюшную полости тела; многослойный плоский образует наружный слой кожи (эпидермис); однослойный цилиндрический выстилает большую часть кишечного тракта; многослойный цилиндрический - полость верхних дыхательных путей); однослойный кубический образует канальцы нефронов почек. Функции эпителиальных тканей; защитная, секреторная, всасывания.

Мышечные ткани обусловливают все виды двигательных процессов внутри организма, а также перемещение организма и его частей в пространстве. Это обеспечивается за счет особых свойств мышечных клеток - возбудимости и сократимости. Во всех клетках мышечных тканей содержатся тончайшие сократительные волоконца - миофибриллы, образованные линейными молекулами белков - актином и миозином. При скольжении их относительно друг друга происходит изменение длины мышечных клеток.

Различают три вида мышечной ткани: поперечнополосатую, гладкую и сердечную (рис. 12.1). Поперечнополосатая (скелетная) мышечная ткань построена из множества многоядерных волокноподобных клеток длиной 1-12 см. Наличие миофибрилл со светлыми и темными участками, по-разному преломляющих свет (при рассмотрении их под микроскопом), придает клетке характерную поперечную исчерченность, что и определило название этого вида ткани. Из нее построены все скелетные мышцы, мышцы языка, стенок ротовой полости, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические, диафрагма. Особенности поперечнополосатой мышечной ткани: быстрота и произвольность (т. е. зависимость сокращении от воли, желания человека), потребление большого количества энергии и кислорода, быстрая утомляемость.

Рис. 12.1 . Виды мышечной ткани: а - поперечнополосатая; 6 - сердечная; в - гладкая.

Сердечная ткань состоит из поперечно исчерченных одноядерных мышечных клеток, но обладает иными свойствами. Клетки расположены не параллельным пучком, как скелетные, а ветвятся, образуя единую сеть. Благодаря множеству клеточных контактов поступающий нервный импульс передается от одной клетки к другой, обеспечивая одновременное сокращение, а затем расслабление сердечной мышцы, что позволяет ей выполнять насоснуюфункцию.

Клетки гладкой мышечной ткани не имеют поперечной ис-черченности, они веретеновидные, одноядерные, их длина около 0,1 мм. Этот вид ткани участвует в образовании стенок трубко-образных внутренних органов и сосудов (пищеварительного тракта, матки, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов). Особенности гладкой мышечной ткани: непроизвольность и небольшая сила сокращений, способность к длительному тоническому сокращению, меньшая утомляемость, небольшая потребность в энергии и кислороде.

Соединительные ткани (ткани внутренней среды) объединяют группы тканей мезодермального происхождения, очень различных по строению и выполняемым функциям. Виды соединительной ткани: костная, хрящевая, подкожная жировая клетчатка, связки, сухожилия, кровь, лимфа и др. Общей характерной чертой строения этих тканей является рыхлое расположение клеток, отделенных друг от друга хорошо выраженным межклеточным веществом, которое образовано различными волокнами белковой природы (коллагеновыми, эластическими) и основным аморфным веществом.

У каждого вида соединительной ткани особое строение межклеточного вещества, а следовательно, и разные обусловленные им функции. Например, в межклеточном веществе костной ткани располагаются кристаллы солей (преимущественно соли кальция), которые и придают костной ткани особую прочность. Поэтому костная ткань выполняет защитную и опорную функции.

Кровь- разновидность соединительной ткани, у которой межклеточное вещество жидкое (плазма), благодаря чему одной из основных функций крови является транспортная (переносит газы, питательные вещества, гормоны, конечные продукты жизнедеятельности клеток и др.).

Межклеточное вещество рыхлой волокнистой соединительной ткани, находящейся в прослойках между органами, а также соединяющей кожу с мышцами, состоит из аморфного вещества и свободно расположенных в разных направлениях эластических волокон. Благодаря такому строению межклеточного вещества кожа подвижна. Эта ткань выполняет опорную, защитную и питательную функции.

Нервная ткань, из которой построены головной и спинной мозг, нервные узлы и сплетения, периферические нервы, выполняет функции восприятия, переработки, хранения и передачи ин-

формации, поступающей как из окружающей среды, так и от органов самого организма. Деятельность нервной системы обеспечивает реакции организма на различные раздражители, регуляцию и координацию работы всех его органов.

Основными свойствами нервных клеток -нейронов, образующих нервную ткань, являются возбудимость и проводимость. Возбудимость - это способность нервной ткани в ответ на раздражение приходить в состояние возбуждения, а проводимость - способность передавать возбуждение в форме нервного импульса другой клетке (нервной, мышечной, железистой). Благодаря этим свойствам нервной ткани осуществляется восприятие, проведение и формирование ответной реакции организма на действие внешних и внутренних раздражителей.

Нервная клетка, или нейрон, состоит из тела и отростков двух видов (рис. 12.2). Тело нейрона представлено ядром и окружающей его областью цитоплазмы. Это метаболический центр нервной клетки; при его разрушении она погибает. Тела нейронов располагаются преимущественно в головном и спинном мозге, т. е. в центральной нервной системе (ЦНС), где их скопления образуют серое вещество мозга. Скопления тел нервных клеток за пределами ЦНС формируют нервные узлы, или ганглии.

Короткие, древовидно ветвящиеся отростки, отходящие от тела нейрона, называются дендритами. Они выполняют функции восприятия раздражения и передачи возбуждения в тело нейрона.

Рис. 12.2 . Строение нейрона: 1 - дендриты; 2 - тело клетки; 3 - ядро; 4 - аксон; 5 - миелиновая оболочка; б - ветви аксона; 7 - перехват; 8 - неврилемма.

Самый мощный и длинный (до 1 м) неветвящийся отросток называется аксоном, или нервным волокном. Его функция состоит в проведении возбуждения от тела нервной клетки к концу аксона. Он покрыт особой белой липидной оболочкой (миелином), выполняющей роль защиты, питания и изоляции нервных волокон друг от друга. Скопления аксонов в ЦНС образуют белое вещество мозга. Сотни и тысячи нервных волокон, выходящих за пределы ЦНС, при помощи соединительной ткани объединяются в пучки - нервы, дающие многочисленные ответвления ко всем органам.

От концов аксонов отходят боковые ветви, заканчивающиеся расширениями - аксоппыми окончаниями, или терминалями. Это зона контакта с другими нервными, мышечными или железистыми метками. Она называется синапсом, функцией которого является передача возбуждения. Один нейрон через свои синапсы может соединяться с сотнями других клеток.

По выполняемым функциям различают нейроны трех видов. Чувствительные (центростремительные) нейроны воспринимают раздражение от рецепторов, возбуждающихся под действием раздражителей из внешней среды или из самого организма человека, и в форме нервного импульса передают возбуждение с периферии в ЦНС.Двигательные (центробежные) нейроны посылают нервный сигнал из ЦНС мышцам, железам, т. е. на периферию. Нервные клетки, воспринимающие возбуждение от других нейронов и передающие его также нервным клеткам, - это вставочные нейроны, или интернейроны. Они располагаются в ЦНС. Нервы, в состав которых входят как чувствительные, так и двигательные волокна, называются смешанными.

УРОК №8.

Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства.

Задачи:

    Познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека.

    Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц.

    Работа с микроскопом, научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы.

    Ориентироваться в микроструктурах по их описанию.

Оборудование: таблица «Ткани».

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Проверка знаний.

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость.

2. Работа у доски с таблицей «Строение клетки». Показать главные части клетки и ее органоиды. Указать строение и выполняемые функции 5 компонентов клетки.

3. Индивидуальная работа по карточкам.

III . Новый материал Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, происхождением и функцией.

Лабораторная работа: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

    Рассмотрите под микроскопом препараты эпителиальной, соединительной, мышечной ткани.

    Зарисуйте схематично в тетрадь.

    Сделайте соответствующие подписи.

Ткань

Рисунок

Место расположения

Функции

Эпителиальная – клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойная

Смежные оболочки внутренних органов

Защита, всасывание

Многослойная

Покровы тела

Железистая

Железы внешней и внутренней секреции

Секреторная

Соединительная – клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество.

Опорная, защитная, кроветворная

Хрящевая

Скелет, органы дыхания, ушная раковина

Опорная, защитная

Волокнистая

Связки, сухожилия, дерма, прослойки между органами

Опорно-защитная

Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Запасающая, защитная

Полости сердца и кровеносные сосуды

Дыхательная, транспортная, защитная

Мышечная – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться.

Поперечно-полосатая скелетная

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторых внутренних органов (язык, глотка, пищевод)

Сократительная

Поперечно-полосатая сердечная

Сократительная

Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов и др. внутренних органов

Сократительная

Нервная – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.

Нейроны + нейроглия

Головной и спинной мозг, нервные узлы, волокна

Согласованная работа всех систем органов, связь с окружающей средой

Жировая ткань составляет 11% веса мужчины и 23% веса женщины.

Строение нервной ткани:

Нейроглия – вспомогательная роль (опора, питание)

Нейрон = тело + отростки (дендриты + аксон)

Дендрит – отросток, передающий возбуждение к телу нейрона.

Аксон – длинный единственный отросток, передающий информацию от тела нейрона к другому нейрону или рабочему органу.

Синапс – место контакта аксона с клетками, которым он передает информацию

Строение синапса (стр. 38, рис. 16)

IV . Закрепление

Заполнение таблицы «Строение тканей организма»

V . Домашнее задание § 8 , вопр. 5, 6 (п)


Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям, называют тканью . В организме человека выделяют 4 основных группы тканей : эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.

Эпителиальная ткань (эпителий) образует слой клеток, из которых состоят покровы тела и слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма и некоторые железы. Через эпителиальную ткань происходит обмен веществ между организмом и окружающей средой. В эпителиальной ткани клетки очень близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Таким образом создается препятствие для проникновения микробов, вредных веществ и надежная защита лежащих под эпителием тканей. В связи с тем, что эпителий постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, его клетки погибают в больших количествах и заменяются новыми. Смена клеток происходит благодаря способности эпителиальных клеток и быстрому .

Различают несколько видов эпителия – кожный, кишечный, дыхательный.

К производным кожного эпителия относятся ногти и волосы. Кишечный эпителий односложный. Он образует и железы. Это, например, поджелудочная железа, печень, слюнные, потовые железы и др. Выделяемые железами ферменты расщепляют питательные вещества. Продукты расщепления питательных веществ всасываются кишечным эпителием и попадают в кровеносные сосуды. Дыхательные пути выстланы мерцательным эпителием. Его клетки имеют обращенные кнаружи подвижные реснички. С их помощью удаляются из организма попавшие с воздухом твердые частицы.

Соединительная ткань . Особенность соединительной ткани – это сильное развитие межклеточного вещества.

Основными функциями соединительной ткани являются питательная и опорная. К соединительной ткани относятся кровь, лимфа, хрящевая, костная, жировая ткани. Кровь и лимфа состоят из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток крови. Эти ткани обеспечивают связь между организмами, перенося различные газы и вещества. Волокнистая и соединительная ткань состоит из клеток, связанных друг с другом межклеточным веществом в виде волокон. Волокна могут лежать плотно и рыхло. Волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах. На рыхлую похожа и жировая ткань. Она богата клетками, которые наполнены жиром.

В хрящевой ткани клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, содержит эластические и другие волокна. Хрящевой ткани много в суставах, между телами позвонков.

Костная ткань состоит из костных пластинок, внутри которых лежат клетки. Клетки соединены друг с другом многочисленными тонкими отростками. Костная ткань отличается твердостью.

Мышечная ткань . Эта ткань образована мышечными . В их цитоплазме находятся тончайшие нити, способные к сокращению. Выделяют гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань.

Поперечно-полосатой ткань называется потому, что ее волокна имеют поперечную исчерченность, представляющую собой чередование светлых и темных участков. Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов (желудок, кишки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды). Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на скелетную и сердечную. Скелетная мышечная ткань состоит из волокон вытянутой формы, достигающих в длину 10–12 см. Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная, имеет поперечную исчерченность. Однако, в отличие от скелетной мышцы, здесь есть специальные участки, где мышечные волокна плотно смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна быстро передается соседним. Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы. Сокращение мышц имеет огромное значение. Сокращение скелетных мышц обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим. За счет гладких мышц происходит сокращение внутренних органов и изменение диаметра кровеносных сосудов.

Нервная ткань . Структурной единицей нервной ткани является нервная клетка – нейрон.

Нейрон состоит из тела и отростков. Тело нейрона может быть различной формы – овальной, звездчатой, многоугольной. Нейрон имеет одно ядро, располагающееся, как правило, в центре клетки. Большинство нейронов имеют короткие, толстые, сильно ветвящиеся вблизи тела отростки и длинные (до 1,5 м), и тонкие, и ветвящиеся только на самом конце отростки. Длинные отростки нервных клеток образуют нервные волокна. Основными свойствами нейрона является способность возбуждаться и способность проводить это возбуждение по нервным волокнам. В нервной ткани эти свойства особенно хорошо выражены, хотя характерны так же для мышц и желез. Возбуждение предается по нейрону и может передаваться связанным с ним другим нейронам или мышце, вызывая ее сокращение. Значение нервной ткани, образующей нервную систему, огромно. Нервная ткань не только входит в состав организма как его часть, но и обеспечивает объединение функций всех остальных частей организма.