Open
Close

Тест по биологии 8 кл пищеварительная система. Тесты по биологии "пищеварение". Где завершается расщепление питательных веществ

Вариант № 1.

    В процессе пищеварения у человека белок расщепляется на:

    1. простые сахара 2. глицерин и жирные кислоты

    аминокислоты 4. углекислый газ, воду и аммиак

2. Переваривание крахмала в организме человека начинается в:

1. желудке 2. тонком кишечнике 3. ротовой полости 4. толстом кишечнике

3. Какие пищеварительные железы находятся за пределами пищеварительного тракта?

    слюнные; 2. печень; 3. трубчатые железы; 4. поджелудочная железа

4. Как называются твердые ткани зуба:

А. пульпа Б. коронка В. эмаль Г. дентин.

5. Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного тракта, в котором он протекает:

Процессы пищеварения

Отделы

    обработка пищевой массы желчью

    всасывание основной части воды

    начало расщепления белков и некоторых видов жиров

    интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

    расщепление клетчатки

    завершение расщепления белков, углеводов, жиров

А) желудок

Б) тонкая кишка

В) толстая кишка

    Установите соответствие между названиями органических веществ слюны и их ролью в пищеварении.

Органические вещества

Природа, функции

    Птиалин, мальтаза

4. Амилаза

    Ферменты, расщепляющие крахмал в солодовой сахар и далее в глюкозу

    Слизистое вещество, способствующее формированию пищевого комка и проглатыванию

    Фермент, обеззараживающий вещество слюны

    Ферменты, переваривающие крахмал и гликоген до мальтозы

7. Установите последовательность расположения органов пищеварения:

А) Толстая кишка; Б) Тонкая кишка; В) Ротовая полость Г) Пищевод

Д) Глотка Е) Прямая кишка Ж) Желудок З) Анальное отверстие

8. Установите последовательность отделов тонкого кишечника:

А) Подвздошная Б) Тощая кишка В) Двенадцатиперстная кишка

9) Установите последовательность отделов толстого кишечника:

А) Прямая кишка

Б) Поперечная ободочная кишка

В) Сигмовидная кишка

Г) Восходящая ободочная кишка

Д) Слепая кишка

Е) Нисходящая ободочная кишка

Итоговый контроль знаний по теме «Пищеварительная система»

Вариант № 2.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

1.Желчь образуется в:

1. желчном пузыре 2. железах желудка 3. клетках печени 4. поджелудочной железе

2. Где находится печень:

1. В грудной полости справа под ребрами

2. В грудной полости слева под ребрами

3. В брюшной полости справа под ребрами

4. В брюшной полости слева под ребрами

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

3. Какие пищеварительные железы находятся в стенках пищеварительного тракта и вырабатывают пищеварительные соки?

    слюнные; 2. печень; 3. железы рта; 4. поджелудочная железа

5. железы желудка 6. железы кишечника

4. Какие органические вещества находятся в слюне:

А) Муцин Б) Пепсин В) Трипсин Г) Лизоцим Д) Липаза Е) Химотрипсин

Ж) Амилаза З) Нуклеаза И) Мальтаза К) Птиалин Л) Эрепсин М) Лактаза

Часть 3. Задания на установление соответствия.

5. Установите соответствие между составляющими желудочного сока и их функциями в пищеварении:

Составляющие желудочного сока

Функции

  1. Соляная кислота

    Муцин (слизь)

А) Фермент, расщепляющий жиры молока

Б) Фермент, расщепляющий белковые молекулы до пептидов

В) Предохраняет стенки желудка от механических и химических повреждений

Г) Среда, губительно действующая на бактерии и активирующая ферменты

6. Установите соответствие между клетками, находящимися в слизистой оболочке желудка и веществами, которые они вырабатывают.

Часть 4. Задания на определение последовательности.

7. Установите последовательность возникновения желудочной секреции, осуществляемой рефлекторно:

А) Раздражение пищей рецепторов ротовой полости, а также вид и запах пищи;

Б) По волокнам блуждающего нерва возбуждение передается к железам желудка;

В) Возбуждение передается чувствительным нейронам в составе чувствительных волокон;

Г) Возбуждение передается двигательным нейронам

Д) Импульсы достигают центры сокоотделительных рефлексов, находящиеся в продолговатом мозге и гипоталамусе;

Е) Вызывается отделение желудочного сока.

Итоговый контроль знаний по теме «Пищеварительная система»

Вариант № 3.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

1.В какой отдел кишечника открываются протоки печени и поджелудочной железы?

1. В желудок 2. В двенадцатиперстную кишку

3. В тощую кишку 4. Подвздошную кишку

2. Назовите орган, к которому притекает артериальная и венозная кровь:

1. сердце 2. поджелудочная железа 3. почки 4. печень 5. мозг

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

3. Моторику кишечника усиливают:

    возбуждение блуждающего нерва;

    механические раздражения слизистой оболочки кишечника;

    химические раздражения слизистой оболочки кишечника;

    возбуждение симпатического нерва

4. Соляная кислота желудочного сока:

А) активирует ферменты желудочного сока, расщепляющие белки;

Б) расщепляет белки до конечных продуктов;

В) способствует образованию энтерокиназы и секретина;

Г) переводит прогастрин в гастрин;

Д) регулирует работу пилорического сфинктера.

Часть 3. Задания на установление соответствия.

5. Установите соответствие между отделами пищеварительной системы и реакцией среды в них:

6. Из перечня органов пищеварения выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы:

Вопросы

Органы пищеварения

          Самая большая железа

2. Начальная часть толстой кишки

3. Отдел, следующий за желудком

4. Кишка в форме подковы, место обитания бактерий

5. Проводит пищу в желудок

6. Завершает расщепление и всасывание питательных веществ

1. Слепая кишка

2. Двенадцатиперстная кишка

3. Толстая кишка

5. Пищевод

6. Тонкая кишка

Часть 4. Задания на определение последовательности.

7. Установите последовательность пищеварения у человека:

А) Здесь происходит перетирание, смачивание пищи слюной и расщепление крахмала;

В) Именно здесь пища в основном и переваривается при участии ферментов, выделяемых поджелудочной железой;

Г) Пища поступает в ротовую полость;

Д) Через глотку, соскальзывая по надгортаннику, который играет роль дверцы, не позволяющей пище попасть в дыхательные пути, пища попадает в пищевод;

Ж) Его стенки всасывают воду и минеральные вещества, а также витамин К, синтезируемый бактериями;

З) Непереваренные остатки пищи поступают в толстый кишечник, содержащий миллионы бактерий;

И) Непереваренные остатки пищи проталкиваются в прямую кишку и путем сокращения стенок прямой кишки при расслаблении анального сфинктера выталкиваются наружу.

Итоговый контроль знаний по теме «Пищеварительная система»

Вариант № 4.

Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

1.Орган, в котором завершается процесс пищеварения у человека:

2. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяют:

1. желудок, поджелудочная железа и слюнные железы;

2. печень, слюнные железы, поджелудочная железа и тонкий кишечник;

3. слюнные железы, желудок, поджелудочная железа и тонкий кишечник;

4. печень, желудок, поджелудочная железа и тонкий кишечник;

5. желудок, тонкий кишечник и поджелудочная железа.

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

3. Функции желудочного сока:

3. Расщепление жиров молока; 4. Расщепление углеводов.

4. Функции ферментов кишечных железок:

    Обеззараживание пищи; 2. Расщепление белков;

3. Расщепление жиров; 4. Расщепление углеводов.

Часть 3. Задания на установление соответствия.

5. Установите соответствие для белков, жиров и углеводов с веществами на которые они распадаются в пищеварительной системе:

6. Против каждого из приведенных слева пунктов поставьте один класс питательных веществ, перечисленных справа:

Вопросы

Питательные вещества

1. Запасаются в жировой ткани

2. Биополимеры, незапасаемые организмом

3. Органические вещества, стимулирующие в малых количествах метаболические реакции

4. Перевариваются ферментами слюны

5. Всасываются стенками толстого кишечника

6. Запасается в мышцах и печени

3. Углеводы

4. Гликоген

5. Водорастворимые витамины

6. Жирорастворимые витамины

7. Минеральные соли.

Часть 4. Задания на определение последовательности.

7. Установите последовательность всасывания в тонком кишечнике продуктов распада жиров:

А) Причем, растворимый в воде глицерин легко проникает через мембрану, а жирные кислоты образуют комплексы со щелочами и желчными кислотами и после омыления всасываются через мембрану ворсинки;

Б) Они затем поступают в лимфатический сосудик ворсинки;

В) В лимфатический сосудик кишечной ворсинки из содержимого тонкой кишки всасываются продукты распада жиров;

Г) В клетках ворсинки из глицерина и жирных кислот синтезируются жиры, свойственные человеку;

Д) Через грудной лимфатический проток жиры попадают в общий кровоток и вступают в обменные процессы.

Е) Избыточное количество жира откладывается в соединительной жировой клетчатке и между внутренними органами.

Ответы итогового контроля

Тест по теме «Пищеварение»

Выберите один ответ из четырех предложен­ных.

1. В ротовую полость открываются протоки:

а) печени; б) поджелудочной железы; в)надпочечников; г) слюнных желез.

2. Протоки печени открываются в:

а) двенадцатиперстную кишку; б) тонкую кишку; в) желудок; г) пищевод.

3. Протоки поджелудочной железы открываются в:

а) желудок; б) пищевод; в) двенадцатиперстную кишку; г) тонкую кишку.

4. Кишечный сок вырабатывается в:

а) печени; б) железах тонкой кишки; в) поджелудочной железе; г) железах желудка.

5. Железы желудка выделяют:

а) желчь; б) поджелудочный сок; в) слюну; г) желудочный сок.

6. Желчь вырабатывается:

а) поджелудочной железой; б) печенью; в) железами желудка; г) железами кишечника.

7. Поджелудочная железа вырабатывает:

а) желудочный сок; б) поджелудочный сок; в) слюну; г) желчь.

8. Всасывание питательных веществ происходит в основном в:

а) желудке; б) пищеводе; в) тонком кишечнике; г) печени.

9. Непереваренные остатки пищи накапливаются в:

а) толстой кишке; б) желудке; в) тонкой кишке; г) поджелудочной железе.

10. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма через:

а) двенадцатиперстную кишку; б)аппендикс;

в) толстую кишку; г) прямую кишку.

11. Расщепление питательных веществ происходит под влия­нием:

а) витаминов; б)воды; в) ферментов; г) гормонов.

12. В желудке среда:

а) слабощелочная; б) нейтральная; в) щелочная; г) кислая.

13. В желудке начинается расщепление:

а) воды; б) белков; в) крахмала; г) минеральных солей.

14. Желчь:

а) расщепляет углеводы; б) расщепляет жиры;

в) облегчает переваривание жиров; г) расщепляет белки.

/5. Ферменты поджелудочной железы расщепляют:

а) только жиры; б) только крахмал; в) белки, жиры, крахмал; г) только белки.

16. Барьерная роль печени состоит в том, что в ней:

а) образуется гликоген; б) обезвреживаются ядовитые вещества;

в) образуется витамин А; г) происходит лимфообразование.

17. Благодаря ворсинкам кишечника:

а) увеличивается его поверхность; б) удаляются органические вещества;

в) обеззараживаются пищевые вещества; г) пищевые вещества могут передвигаться.

18. В лимфу ворсинок кишечника всасываются:

а) аминокислоты; б) глицерин и жирные кислоты; в) глюкоза; г) вода.

Спирина Марина Ивановна

Учитель биологии

МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) ОШ»

    вариант.

Часть А.

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ .

1.Комплекс органов, осуществляющих процесс механической и химической обработки пищи, всасывание переработанных веществ и выведение наружу непереваренных частей – это…

А) дыхательная система

Б) кровеносная система

В)пищеварительная

Г) выделительная

2. Систему органов пищеварения образуют…

А) ротовая полость

Б) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок

3. Количество зубов у взрослого человека составляет:

А) 28 б)30 в)32 г) 34

4. В ротовой полости под действием ферментов слюнных желез перевариваются:

А) углеводы б) жиры в) белки г) белки, жиры, углеводы

5. В желудке расщепляет белки до полипептидов:

А) липаза б) пепсин в) желатиназа г) лизоцим

6. Начальный отдел тонкой кишки:

А) прямая кишка б) повздошная кишка

В) двенадцатиперстная кишка г) слепая кишка

7. Крахмал в пищеварительной системе человека расщепляется до:

А)глюкозы б) аминокислот

В) глицерина и жирных кислот г) углекислого газа и воды

8. В двенадцатиперстной кишке перевариваются:

А) белки б) белки и углеводы в) белки, углеводы и жиры г) белки, углеводы, жиры и минеральные соли

Часть В.

1.Основные функции органов пищеварения:

А) секреторная б)двигательная в) всасывательная г) защитная д) опорная е) покровная

2.Установите соответствие:

А. Печень

Б. Поджелудочная железа

В. Слюнные железы

2. расположена позади желудка на задней брюшной стенке.

3. Установите соответствие:

4. Установите соответствие:

Правила гигиены питания

Г. Есть с аппетитом

Д. нельзя использовать в пищу недоброкачественные продукты

Часть С.

    Почему при долгом жевании хлеба ощущается сладкий вкус?

    Какие тяжелейшие разрушения тканей печени вызывает систематическое употребление спиртных напитков?

Тест «Пищеварительная система»

2 вариант

Часть А.

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

1.Процесс превращения питательных веществ в менее сложные по составу растворимые соединения, которые легко всасываются в кровь и лимфу- это…

А)выделение б) дыхание

В)пищеварение г)глотание

2. пищеварительный канал образуют:

А)ротовая полость б)ротовая полость, глотка, пищевод, желудок

В) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник

Г) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы

3. Коронка зуба состоит из:

А)дентин и эмаль б)эмаль и цемент

В)цемент и дентин г)дентин и пульпа

4. бактерицидное вещество слюны:

А) муцин б)лизоцим в)амилаза г) мальтаза

5. Соляная кислота в желудке:

А) убивает вредные микроорганизмы и способствует процессу пищеварения

Б) убивает вредные микроорганизмы и благодаря ей белки распадаются на более простые соединения

В)защищает оболочку желудка от механических повреждений и способствует процессу пищеварения

Г) гидролизует желатин и защищает оболочку желудка от механических повреждений

6. Проток печени у человека открывается в:

А) двенадцатиперстную кишку б) желудок

В) повздошную кишку г) тощую кишку

7.Углеводы в пищеварительной системе расщепляются до:

А)глюкозы б) аминокислот в) глицерина и жирных кислот г) углекислого газа и воды

8. И жиры и белки и углеводы перевариваются в:

А) ротовой полости б) двенадцатиперстной кишке в)желудке г)толстой кишке

Часть В.

Выберите все верные, по вашему мнению, ответы:

1.К желудочно-кишечным заболеваниям относят:

А) брюшной тиф б)холера в)дизентерия г)оспа д) лейкемия

2.Установите соответствие:

А. Печень

Б. Поджелудочная железа

В. Слюнные железы

1. повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечной железами

2. расположена под диафрагмой в правой части брюшной полости

3. выполняет барьерную функцию, обезвреживает ядовитые вещества.

4. сок содержит трипсиноген.

5. в состав секрета железы входят вода и вещества, которые придают клейкость, убивают микробов и начинают переваривание.

6. выделяют подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.

3. Установите соответствие:

4. Установите соответствие:

Правила гигиены питания

А. тщательно пережевывать пищу

Б. употреблять в пищу продукты, подвергнутые термической обработке

В. Есть следует в одно и то же время

Г. Есть с аппетитом

Д. перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом

1.вызывает рефлекторное отделение пищеварительных соков, способствуя предстоящему пищеварению

2. пища легче расщепляется и всасывается, так как в этом случае поверхность пищи сильно увеличивается

3. продукты уже готовые к всасыванию и не требует дополнительного расщепления.

4. могут попасть болезнетворные микробы

5.в этом случае образуются условные сокоотделительные рефлексы на время приема пищи

Часть С.

Закончите предложение (дайте ответ на вопрос).

    Какое влияние на пищеварение в желудке оказывает курение и употребление спиртных напитков?

    Почему, кроме вареной пищи, нужно употреблять сырые овощи и фрукты?

Ответы.

1 вариант

А1.В А2.Г А3. В А4. А А5. Б А6. В А7. А А8.В

В1 . А,Б,В

В2 .

1,3

2,4

5,6

В3.

1,4

2,6

3,5

В4 . А2 Б3 В5 Г1 Д4

С1 .

1.хлеб содержит большое количество углеводов.

2.под действие ферментов слюнных желез крахмал расщепляется до глюкозы, которая обладает сладким вкусом.

С2.

1. Систематическое употребление алкоголя вызывает перерождение печени. В этом случае секреторные клетки замещаются соединительной тканью.

2. это приводит к развитию болезни- цирроза.

Ответ включает два названных выше элемента, не содержащих биологических ошибок- 2 балла

Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки- 1 балл

Ответ неправильный- 0 баллов.

2 вариант За верное выполнение заданий А1-А8 выставляется 1 балл

А1.В А2.В А3. А А4. Б А5. А А6. А А7. А А8.В

За верный ответ на каждое из заданий В1-В4 выставляется 2 балла. За ответ на задания В1-В7 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более ошибки.

В1 . А,Б,В

В2 .

1,2,3

5,6

В3 .

1,4

2,5

3,6

В4 . А2 Б3 В5 Г1 Д4

С1 .

    Спиртные напитки раздражают слизистую оболочку желудка, вызывая гибель желудочных желез. В результате возникают гастрит и язвы.

    Под влиянием никотина слюна, растворенная в нем, попадая в желудок, вызывает спазмы сосудов.

Ответ включает два названных выше элемента, не содержащих биологических ошибок- 2 балла

Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки- 1 балл

Ответ неправильный- 0 баллов.

С2.

    В сырых овощах содержится большое количество витаминов.

    Присутствие в пище сырых овощей и фруктов усиливает движение стенок желудка и кишечника, способствуя тем самым более тщательному перемешиванию пищи и усилению всасывания питательных веществ.

Ответ включает два названных выше элемента, не содержащих биологических ошибок- 2 балла

Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки- 1 балл

Ответ неправильный- 0 баллов.

Литература : А.Г Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология: учебник для учащихся 8 класса общеобразоват. учреждений. М.: Вентана-граф,2007

Решения и ответы: к учебник «Биология. Человек. А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев»М.: Дрофа, 2001

Вариант 1

Задание.

1. Способны напрямую использовать солнечную энергию для производства питательных веществ:

А. Растения

Б. Животные

В. Человек

2. Тело человека на 60-65 % состоит из:

А. Белков

Б. Углеводов

3. Начальный этап пищеварения заключается:

A. В химической обработке пищи

Б. В механической обработке пищи

B. В энергетических превращениях

4. Пищеварительные соки человека содержат:

А. Ферменты

Б. Витамины

В. Гормоны

5. В ротовой полости под воздействием слюны начинается расщепление:

А. Белков

В. Углеводов

6. Количество зубов у человека составляет:

7. Поверхность зубов покрыта:

А. Дентином

Б. Эмалью

В. Цементом

8. Жевание и слюноотделение можно отнести:

A. К безусловным рефлексам

Б. К условным рефлексам

B. К приобретенным рефлексам

9. Основную роль в определении качества и вкуса пищи играют:

10. Вместимость желудка человека составляет:

11. Основным ферментом желудочного сока является:

Б. Трипсин

B. Соляная кислота

12. Что предохраняет внутреннюю оболочку желудка от самопереваривания:

A. Соляная кислота

B. Ферменты

13. В желудке в основном расщепляются:

А. Углеводы

14. Ближайший к желудку участок кишечника называется:

A. Тонкая кишка

Б. Двенадцатиперстная кишка

B. Толстая кишка

15. Какие органические вещества расщепляются до глюкозы:

Б. Углеводы

16. Желчь выделяется клетками:

Б. Кишечника

B. Поджелудочной железы

17. Гликоген в качестве запасного источника энергии откладывается:

A. В печени

Б. В кишечнике

B. В поджелудочной железе

18. Пищеварение на поверхности оболочки тонкой кишки называется:

A. Внутриполостным

Б. Внутриклеточным

B. Пристеночным

19. Какой участок кишечника является органом иммунной системы:

A. Толстая кишка

Б. Аппендикс

B. Двенадцатиперстная кишка

20. Остатки непереваренной пищи подвергаются воздействию бактерий:

A. В толстой кишке

Б. В тонкой кишке

B. В прямой кишке

21. Основная масса расщепленных питательных веществ всасывается в кровь:

A. В желудке

Б. В толстой кишке

B. В тонком кишечнике

22. Употребление избытка калорийной пищи может привести:

А. К анемии

Б. К гипертонии

В. К ожирению

Вариант 2

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Превращение питательных веществ пищи в доступные человеку вещества называется... и состоит из... и... обработки пищи.

2. Под воздействием... молекулы сложных органических веществ расщепляются до более..., способных растворяться в воде и всасываться в... и...

3. К пищеварительным сокам человеческого организма относятся: слюна,... сок,... сок, желчь и секрет... железы.

4. Пищеварение начинается в... полости, где происходит измельчение пищи, смачивание ее..., определение вкуса, обеззараживание и начальное расщепление...

5. У человека сначала вырастают... зубы, а затем... зубы, каждый из которых состоит из корня,... и коронки.

6. Основная часть зуба состоит из..., внутри находится..., а снаружи зуб защищен плотной...

7. Смоченная слюной и пережеванная пища поступает в..., пищевод и... за счет способности стенок пищеварительного тракта к...

8. Слизистая оболочка желудка выделяет желудочный сок, который содержит фермент...,... кислоту, обеззараживающую пищу, и..., защищающую стенки желудка от самопереваривания.

9. В желудке происходит расщепление... до аминокислот, после чего пища попадает в... кишку, куда впадают протоки поджелудочной железы и...

10. В... кишечнике заканчивается переваривание белков,... и углеводов за счет... и пристеночного пищеварения.

11... - самая крупная железа организма человека, она выделяет..., стимулирующую расщепление жиров, накапливает запасы... и обезвреживает токсические вещества.

12. В... кишечнике под воздействием бактерий расщепляется..., всасывается...

13. Процесс перехода расщепленных веществ из тонкой кишки в кровь называется... и происходит благодаря..., покрывающим стенку кишки, при этом в кровь поступают аминокислоты,..., жирные кислоты и минеральные соли.

14. Калорийность потребляемой пищи должна соответствовать... затратам человека, иначе развивается..., пищевой рацион должен быть сбалансирован по количеству белков, жиров, углеводов, минеральных солей и...

Вариант 3

Задание.

1. Перечислите основные функции пищеварительной системы и объясните, в чем они заключаются?

2. Что такое ферменты? Каковы их особенности? Какие функции они выполняют? Приведите примеры.

3. Опишите процессы, происходящие с пищей в ротовой полости.

4. Каковы функции слюны?

5. Для чего человеку нужны зубы? Что придает им прочность?

6. Назовите специфические детали строения глотки, в чем их значение?

7. Охарактеризуйте основные компоненты желудочного сока.

8. Какие процессы происходят в тонком кишечнике?

9. Сформулируйте роль поджелудочной железы и печени в процессе пищеварения.

10. Что происходит в конечных отделах пищеварительного тракта?

11. Что означает понятие «рациональное питание»?

Вариант 4

Задание.

1. Какие современные методы исследования пищеварительного тракта и пищеварительных желез вы знаете?

2. Как можно предотвратить развитие кариеса?

3. Какая судьба ожидает порцию жареной картошки с мясом в пищеварительном тракте?

4. Почему ферменты желудка, расщепляющие белки пищи, не расщепляют белки тех клеток, в которых они вырабатываются?

6. Какой ученый изучил механизм работы пищеварительной системы?

7. Какие заболевания пищеварительного тракта вы знаете?

8. Что бы вы посоветовали человеку, страдающему ожирением?

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ПЛАСТИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ВИТАМИНЫ

Вариант 1

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. В процессе обмена веществ человек получает из внешней среды:

А. Мочевину

Б. Кислород

В. Углекислый газ

2. Конечным продуктом обмена веществ является:

А. Кислород

В. Мочевая кислота

3. Процессы, приводящие к накоплению энергии и усвоению веществ, являются сущностью:

A. Пластического обмена

Б. Энергетического обмена

B. Водного обмена

4. У людей пожилого возраста начинает преобладать:

A. Пластический обмен

Б. Энергетический обмен

B. Водный обмен

5. Впервые провел исследования по изучению причин авитаминоза:

A. Иван Петрович Павлов

Б. Николай Иванович Пирогов

B. Николай Иванович Лунин

6. Введение термина «витамин» принадлежит:

A. Николаю Ивановичу Лунину

Б. Казимиру Функу

B. Илье Ильичу Мечникову

7. Большинство витаминов имеет:

A. Растительное происхождение

Б. Животное происхождение

B. Минеральное происхождение

8. «Куриная слепота» возникает при недостатке:

А. Витамина В

Б. Витамина С

В. Витамина А

9. Недостаток в пище витамина В1 приводит к заболеванию:

Б. Бери-бери

10. Активизация клеточного дыхания и деятельности нервной системы зависит от наличия в пище:

А. Витамина В2

Б. Витамина В1

В. Витамина В6

11. Предупреждает развитие атеросклероза, ожирения, желчекаменной болезни:

А. Витамин В2

Б. Витамин В6

В. Витамин В12

12. Стимулирует образование клеток крови:

А. Витамин В2

Б. Витамин В6

В. Витамин В12

13. Симптом цинги возникает при отсутствии в пище:

А. Витамина С

Б. Витамина D

В. Витамина А

14. Обмен кальция и фосфора, формирование скелета происходит под влиянием:

А. Витамина С

Б. Витамина D

В. Витамина А

15. Окислительно-восстановительные процессы в организме и синтез гормонов надпочечников стимулируются:

A. Витамином В6

Б. Витамином А

B. Витамином РР

16. Избыток витаминов, особенно во время принятия синтетических препаратов, приводит к:

A. Авитаминозу

Б. Гипервитаминозу

B. Гиповитаминозу

Вариант 2

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. В процессе обмена веществ организм получает из внешней среды органические вещества,..., минеральные соли,... и выделяет конечные продукты обмена:... газ,... кислоту, мочевину, избыток воды и минеральных солей.

2. Совокупность процессов, приводящих к усвоению веществ и накоплению..., называется... обменом; за счет него происходит рост, развитие и... клеток.

3. Процесс, в ходе которого происходит... органических веществ в клетках с выделением..., называется... обменом.

4. Первые исследования по изучению витаминов были сделаны... и...

5. Витамин... участвует в обмене белков и углеводов, усиливает сопротивляемость организма к... заболеваниям, при его недостатке развивается...

6. В хлебе грубого помола, дрожжах, капусте, шпинате содержатся витамины группы..., при недостатке в пище витамина... развивается заболевание...

7. Уровень клеточного дыхания регулируется витамином..., развитие атеросклероза и ожирения предотвращает витамин..., а образование клеток крови стимулирует витамин...

8. В шиповнике, лимонах, черной смородине содержится большое количество витамина..., недостаток которого приводит к повышенной утомляемости, снижает иммунитет и вызывает развитие...

9. Обмен кальция и... в костной ткани контролирует витамин..., образованию которого способствуют... лучи, а его недостаток приводит к заболеванию...

10. Нормальный уровень окислительно-восстановительных процессов в организме определяет наличие витамина..., его недостаток приводит к нарушению работы пищеварительной системы и заболеванию кожи...

Вариант 3

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. В чем сущность обмена веществ?

2. Какие вещества поступают в организм человека из внешней среды и какие выделяются в процессе обмена веществ?

3. В чем заключается различие между пластическим и энергетическим обменом?

4. Что такое витамины? Кем и когда они были открыты?

5. Что такое «куриная слепота»? Каковы причины этого заболевания?

6. Каковы причины и симптомы заболевания бери-бери?

7. Какие еще витамины группы В, кроме указанных в учебнике, вы знаете? В чем их биологическое значение?

9. Синтезу какого витамина способствуют солнечные лучи? В чем его значение? Что возникает при его недостатке?

10. Что вы ведаете о никотиновой кислоте?

Вариант 4

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. В какие виды энергии трансформируется энергия, заключенная в химических связях органических веществ пищи?

2. Каким образом происходит регуляция обмена веществ?

3. Составьте схемы обмена белков, углеводов и жиров в организме человека.

4. Каким образом вода поступает и выделяется из организма человека? В чем ее значение в обмене веществ?

5. Каково значение минеральных солей, поступающих с пищей?

6. Что вы знаете о витаминах Е и К?

7. Известно, что человек может долго обходиться без пищи, сохраняя физическую и психическую активность. За счет чего это возможно?

8. Что такое гипервитаминоз? В результате чего он возникает?