Open
Close

Кто такие аутисты простыми словами. Что такое. Игры, программы для аутистов

Аутизм относится к одному из самых неблагоприятных диагнозов, которые могут быть поставлены ребёнку. Данный недуг выражается в том, что у пораженного им индивида нарушается способность адекватно познавать окружающий мир и те правила, по которым функционирует социум. Провоцирует подобные поведенческие дисфункции тот момент, что отдельные структуры мозга не могут должным образом взаимодействовать друг с другом.

Как следствие, это приводит к проблемам в межличностной коммуникации, отсутствию эмоциональной связи больного со своими родными и близкими, трудностям в овладении элементарными навыками, что касаются личной гигиены и быта. Индивид сосредоточен только на своей персоне, на собственных проблемах и трудностях, его мало беспокоит окружающая реальность, так как он живет в личном замкнутом мирке. В статье будет детально проанализировано понятие «аутизм», перечислены его причины и основные симптомы, а также приведенные эффективные методы лечения.

Под аутизмом в психиатрии принято понимать общее расстройство психического развития индивида, выраженное в сложности освоения коммуникативных навыков и взаимодействия с социумом. Людям, с подобным диагнозом, свойственна умственная отсталость, дисгармоничность в физическом и психическом развитии и повторяющееся, стереотипное поведение. По статистике аутизм чаще всего обнаруживается у детей, достигших 1-3 годов жизни. Точная этиология болезни не установлена, однако врачи сходятся во мнении, что главная причина – плохая наследственность.

Недуг может возникнуть и на фоне тяжелых органических нарушений в работе организма. Точный диагноз ставится после долгих и кропотливых месяцев наблюдения за этапами развития малыша. Лечебное воздействие предполагает комплексное воздействие фармацевтических средств и психотерапии поведения. Аутизм причисляют к наиболее распространенному заболеванию, влияющему на нормальность развития индивида.

Психологические исследования показали, что к подобной патологии в большей степени уязвимы мальчики, чем девочки. С каждым годом, как утверждают врачи, аутизма встречаются в их практике все чаще. В легкой форме он проявляется в виде сложности в установлении контактов больного с ближайшим окружением, частой сменой настроения и неконтролируемыми вспышками гнева. В тяжелое форме все вышеперечисленные симптомы отягощаются тяжелой генетической отягощенностью, которая практически не поддается психотерапевтическому воздействию.

Причины

По причинам возникновения аутизма написано множество научных работ, однако ученые, врачи и психологи так и не выявили точного фактора, провоцирующего этот недуг. Одно известно наверняка, риск его появления во многом обусловлен каким-либо нарушением мозговых структур. К ним относят:

  1. Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день данная теория является лидирующей среди тех, что пытаются объяснить причину недуга. Однако специалистами так и не были определены гены, что способствуют возникновению аутизма. К тому же ребёнок с подобной патологией развития может родиться и у родителей, чей анамнез не отягощен случаями заболевания.
  2. Наличие повреждения плода во время родов или в процессе пренатального развития . Причиной подобных дефектов выступают перенесенные матерью в период беременности болезни вирусной этиологии, как то корь, краснуха или ветрянка.
  3. Пагубное влияние на мозговые структуры таких тяжелых состояний, как туберкулезный склероз, ДЦП и другие аномалии хромосом.
  4. Значительное ожирение у будущей матери . Исследования показали, что женщины, страдающие избыточным весом, намного чаще рожают детей с аутизмом, чем роженицы с нормальным весом.
  5. Высокий возраст родительницы и недоношенность также считаются факторами, предрасполагающими к данной болезни.

В последнее время заметен значительный скачок распространения болезни. К причинам этого врачи относят ухудшающиеся экологические условия, а также влияние другие вредоносных факторов, как-то воздействие на организм будущей матери выхлопных газов, фенолов и некоторых продуктов, употребляемых нею в пищу. Причем перечисленные факторы действуют не напрямую, а опосредовано. То есть у плода может быть в наличии только предрасположенность к патологии, но изменение структуры генов происходит в самом чреве матери.

Симптоматика

По мнению психологов, первые тревожные звоночки, что ребёнок страдает аутизмом, могут проявиться в 3-4 месяца. Зачастую они остаются незамеченными папой и мамой малыша, так как необычности в поведении списываются на особенность возраста. Настоящая тревога за ребёнка проявляется только после его сравнения со сверстниками, которые значительно опережают чадо в своих умениях и навыках.

Подозрения в аутизме могут возникнуть при наличии у воспитанника таких странностей, как частые истерики и нелюбовь к социальному взаимодействию. Если в семью приходят гости, то малыш может прятаться или начинать плакать. Круг его интересов значительно ограничен. Ребёнок любит проводить время, просто уставившись в одно место, или постукивая по полу ладошкой. Это настораживает и пугает его родителей.

Важно понимать, что заболевания может дать о себе знать абсолютно внезапно. Начальные признаки с равным успехом появляются как у грудничка, так и дошкольника или подростка. Психологи убеждены, что при должном внимании папа с мамой способны определить наличие у чада аутизма с самих ранних лет. Малыш может не реагировать на улыбку матери или звук собственного имени, он мало двигается и неадекватно воспринимает сильные или неприятные раздражители – звук, ослепительный свет, голод.

Специалисты определили список симптомов, характерных для детей, страдающих аутизмом. К ним следует относить:

  1. Мимические движения, не вписывающиеся в актуальную ситуацию. Если говорить проще, то такой ребёнок может скривиться на улыбку или рассмеяться просто так, по неизвестной причине. В целом мимика у людей, страдающих аутизмом, очень бедная и порой их лица напоминают маску.
  2. Различные варианты задержек или нарушений речи. Чадо может без устали повторять одну фразу, меняя темп и громкость ее произнесения. Речь ребёнка никуда не направлена, без попыток донести ее до родителей более внятно и разборчиво. Среди таких детей нет тех, что переживают возраст «почемучек», так как они мало заинтересованы в тайнах окружающего мира. Способны на вопрос мамы или папы отвечать тем же вопросом. Психологи отмечают, что дети с аутизмом могут придавать одному слову сразу несколько значений. Например, «есть» для них будет означать: пить, горячее, сладкое, холодное. Если болезнь диагностирована вовремя, то к 2-3 годам с помощью психологов такому ребёнку удается овладеть нужным запасом слов, чтобы функционировать в обществе. В тяжелых случаях чадо может вовсе не владеть речью и будет общаться с помощью нечленораздельных звуков.
  3. Зацикленное повторение одних и тех же движений, не несущих никакого смысла. Сюда относится постукивания себя по голове, хлопки по коленям, кивание и мотание головой, поглаживания. В основное ребёнок использует их в ситуации, которую он воспринимает как тревожную или пугающую.
  4. Не умение поддерживать зрительный контакт и полное отсутствие заинтересованности в ближайшем окружении. Такие дети могут смотреть и не видеть человека, будто он – «пустое место». Их раздражают попытки родителей привлечь к себе внимание. С большей охотой они смотрят на рисунок обоев или комнатный цветок.
  5. Полное отсутствие чувства привязанности или ее чрезмерные проявления. Пораженный недугом рёбенок с равным успехом может никак не реагировать на свою маму, либо впадать в истерику, стоит ей отойти от него.
  6. Апатичное отношение к другим детям. Психологи убеждены, что индивиды с аутизмом воспринимают своих сверстников, как неживых объектов. Им не свойственно участие в коллективных играх. Такой ребёнок скорее просто будит сидеть в сторонке с игрушкой, никак не реагируя на попытки вовлечь его в общее веселье.
  7. Сосредоточенность на одном виде деятельности. Дети с этой болезнью могут часами катать машинку по полу, перебирать кубики или рисовать на листке одну черточку. Если попытаться отвлечь их от этого занятия, они могут начать плакать, кричать и даже укусить.
  8. Болезненная реакция на нарушение распорядка дня или изменения в интерьере. Родители могут заметить, что если резко сменить цвет штор в комнате или убрать в другое место любимую игрушку, то ребёнок тут же начинает кричать и впадать в глубокую истерику. Тоже касается и приема пищи или похода в туалет. Дети с аутизмом быстро привыкают к статичности, а ее изменения вызывают у них острую тревогу.
  9. Неконтролируемые акты агрессии. На любую неудачу или посягательство на личное пространство малыш может отреагировать самым жестоким образом. Это может выражаться в двух различных формах: агрессии, направленной на самого себя и гневе, направленного на стороннего человека.

Родители должны понимать, что каждый из описанных симптомов может проявляться в разной форме и с различной степенью интенсивности. Во многом это зависит от тяжести заболевания и мер, направленных на его устранение. Диагностику аутизма может проводить только квалифицированный специалист, либо созданная специально для этих целей медицинская комиссия. В ее состав должны входить такие врачи, как невролог и психиатр, а также психолог. Помимо этого приглашаются родители и воспитатели, если малыш посещает детское дошкольное учреждение.

Лечение

В странах Европы и США существует множество методик, направленных на адаптацию людей с аутизмом к нормальному функционированию в обществе. Некоторые из них переведены и приспособлены к особенностям детей, проживающих в нашей стране. К таким программам относятся «Игровое время», «Прикладной анализ поведения» и другие. Основная их цель состоит в обучении малыша различным поведенческим сценариям путем активного взаимодействия с ним. Их эффективность следует дополнять и индивидуальными занятиями в домашних условиях, которые будут проводить родители.

Индивидуальная коррекция детского аутизма осуществляется по таким рекомендациям:

  1. Выработка у малыша четкого распорядка дня.
  2. Интенсивная вербальная и невербальная коммуникация родителей с ребёнком.
  3. Частое и методичное повторение тех моделей поведения, которые нужно закрепить.
  4. Чаду противопоказана резкая смена обстановки и привычного уклада дня.
  5. Запрещено кричать и ругать малыша. Проявляйте больше ласки и заботы.
  6. Регулярная совместная гимнастика снизит уровень стресса у ребёнка и повысит его физическую выносливость.

Напоследок хочется сказать, что аутизм – это неизлечимое заболевание, чьи симптомы можно купировать на время, но избавиться от них навсегда невозможно. Родители должны проявляться максимум внимания к малышу и постараться адаптировать его к обществу. Сделать это помогут квалифицированные психологи и психотерапевты.

Возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Часто проявляется в нежелании контакта с реальностью и бедностью "эмоций".

Причины и механизм возникновения болезни

Аутизм - болезнь, которая диагностируется у пяти из десяти тысяч родившихся детей. У мальчиков она проявляется чаще, нежели у девочек. В период эмбриогенеза под действием определенных факторов возникают дефекты в головном мозге. Изменения сначала имеют локальный характер, а затем распространяются на другие участки. Вследствие этого возникают биохимические и нейрогенные расстройства, которые охватывают большую часть функциональных систем мозга. Что такое аутизм? Чем он вызван? Точно не известно, какие мутации способствуют возникновению болезни, но доказано, что это происходит на первых неделях эмбриогенеза. Негативными факторами являются инфекция, наркотические вещества, тяжелые металлы и т.д.

Клинические признаки

Что за болезнь аутизм и каковы ее внешние признаки? Она имеет три основных проявления:


Как ведут себя аутисты?

Вышеописанные нарушения проявляются до трех лет. Родителям, которые заметили у своего младенца такую «странность», необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение может несколько улучшить адаптацию к жизни. Если у ребенка проявляется один отдельно взятый симптом, это нельзя расценивать как классический аутизм. Оценивать болезнь по интеллекту также нет необходимости, так как при аутизме он может быть как высоким, так и низким. Многие больные очень талантливые, с высоким развитием интеллектуальных возможностей. У некоторых детей проявляются гиперактивность, резкие смены настроения, повышение или понижение слуховой чувствительности, агрессивность, фобии, непереносимость тактильной чувствительности. В случае выявления болезни в старшем возрасте ее классифицируют как атипичный аутизм. Он начинается внезапно с проявлений немотивированной агрессии, истерики, упрямства. Возникают нервные тики, расстройства сна, апатия, страхи, нарушается речь.

Что такое аутизм: диагностика

Поставить такой диагноз можно на основании триады симптомов, приведенной выше. Диагностировать трудно, так как дети на первый взгляд выглядят как умственно отсталые, поэтому только группа специалистов в состоянии правильно определить эту патологию. Собрав подробный анамнез, обследовав по определенной схеме, проведя лабораторные исследования (компьютерная томография, хромосомный анализ), можно поставить точный диагноз.

Лечение аутизма

Особенность лечения заключается в том, что невозможно восстановить нормальное функционирование головного мозга, а только избавиться от ряда негативных симптомов. Раньше, когда еще не до конца понимали, что такое аутизм, детей с такой болезнью лечили в специализированных интернатах для умственно отсталых. Как показали многолетние исследования, этим детям лучше проводить время со сверстниками и в кругу своей семьи. Специфической терапии нет, поскольку каждый отдельный случай аутизма требует индивидуального подхода. Для каждого пациента составляется личная комплексная программа лечения. В нее входят медикаментозные, педагогические и психотерапевтические составляющие. Лечением занимается группа специалистов: психолог, логопед, невролог, психиатр, педагог. Медикаментозная терапия назначается в случае крайней необходимости (противосудорожные препараты, психостимуляторы, антидепрессанты и др.).

Что такое аутизм простыми словами, как он проявляется у детей, признаки, фото

К великому сожалению общество привыкло мыслить штампами, если какой-то человек или ребенок под них не попадает - значит, он не нормальный. Однако кто придумал рамки нормальности?

Малыши, которым ставят диагноз - аутизм считаются больными, но почему? Только потому, что они не попадают под стереотипы общества? Только и всего!

А почему никто не задумывался над тем, что у многих людей в той или иной ситуации проявляются симптомы аутизма?

Ведь бывает такой период, когда хочется закрыться от всех и вся и просто побыть в одиночестве, ведь хочется иногда просто следить за тем, как льется вода, ведь так приятно следовать по установленному в доме порядку, а когда он нарушается, ведь тоже происходит паника? Верно! Но никто же не ставит вам никакой диагноз.

На самом деле, что такое аутизм простыми словами объяснить достаточно просто - это необыкновенное состояние при котором люди не хотят адаптироваться в социуме, ведь их мозг устроен немного иначе, но они абсолютно нормальные.

У таких людей есть свой определенный мир , в котором им комфортно, и если кто-то хочет общаться с таким особенным человеком, ему надо знать, как попасть в мир одаренного ребенка.

Аутизм как он есть

Официальное обозначение аутизма звучит, как нарушение работы головного мозга , которое выражается резким неприятием социальных отношений.

Что такое аутизм простыми словами – это особое состояние человека, когда нет желания общаться с кем-то.

Аутисты – это особенные дети или люди, которые ограждают себя от воздействия общества и им абсолютно все равно на мнение окружающих.

Как и откуда начинается данное нарушение в мозге точно пока никому не известно .

Одни ученные считают, что аутизм проявляется вследствие взаимодействия большого количество генов, другие считают, что все происходит из-за мутаций в генах. Но пока точно никто ничего установить не может.

Многим людям стоит запомнить что аутизм – это не болезнь и не диагноз – это состояние души человека, при котором ему удобно находится в собственном мире.

К сожалению, те нарушения в мозгу у людей страдающих аутизмом нельзя изменить, наследственность этого состояния также не выявлена, потому что люди аутисты достаточно редко вступают в браки и тем более рожают детей, это все обозначается спецификой их поведения и ощущением собственного мира.

Считается, что если в семье со стороны кого-то из родителей имеются аутисты, тогда шанс рождения особого ребенка увеличивается многократно, но это не правда.

Детки аутисты рождаются 4-5 человек на 10000 , мальчиков с таким диагнозом больше чем девочек, но у девочек аутизм в основном проявляется в более тяжелой форме и ребенка достаточно тяжело адаптировать к окружающему миру. Ниже на видео вы можете узнать об аутизме мнение доктора.

Первые признаки, которые обязывают родителей обратиться к психиатру

Многие родители задаются вопросом, что такое аутизм у ребенка как он проявляется. Это заболевание является врожденным , его невозможно приобрести вследствие воздействия каких-то негативных факторов.

К сожалению, аутизм считается диагнозом, но на самом деле лучше всего считать аутизм как особое состояние ребенка. Так будет понятнее и проще принять уникальность малыша.

Проявляется уникальность практически с рождения, конечно же, по одному из признаков не стоит сразу же нестись к врачу на прием, просто необходимо немного подождать до 2-3 лет, чтобы подтвердить особое состояние крохи.

Особенность каждого человека состоит в том, что он может выполнять два, а иногда и три дела одновременно, а вот аутисты не могут так быстро реагировать даже на одно действие, им необходимо определенное время для осмысления происходящего и что самое удивительное – это то, что оно может совершенно не заинтересовать ребенка.

Как распознать аутизм у ребенка

Для того чтобы понять что такое аутизм у ребенка, как он проявляется лучше всего сначала определиться с первыми симптомами:

  • В младенческом возрасте малыш не сильно реагирует на звуки, он слышит их, но не проявляет должного интереса;
  • если кроха уписался, он не будет капризничать, его мало интересует такой дискомфорт;
  • ребенок не улыбается и часто не реагирует на улыбки окружающих людей;
  • не смотрит в глаза и не реагирует на речь, а также на свое имя;
  • в играх выбирает определенные вещи, с людьми ему не интересно;
  • предпочтение всегда отдается одной вещи, одному цвету и одному действию;
  • малыш бурно и негативно реагирует на появление новых игрушек, на смену обстановки или на появление новых людей;
  • часто он плохо реагирует на звуковые сигналы, при этом слух у ребенка 100%, просто происходит заторможенность реакции;
  • часто малыш любит повторять один и тот же стишок или песню, может монотонно выполнять одно действие, например, ходить по кругу;
  • малыш может резко крикнуть, расплакаться или рассмеяться;
  • кроха избегает общества не только сверстников, но и других людей, ему проще быть одному.

Если три или больше симптомов наблюдаются у ребенка необходимо срочно проконсультироваться с врачом. Чем быстрее будет установлена причина такого поведения, тем быстрее будет оказана психологическая помощь как родителям, так и ребенку.

Врач психиатр объяснит, как проявляется аутизм у ребенка, как к этому отнестись и конечно же как помочь крохе.

Заметить и подтвердить аутизм можно начиная с двухлетнего возраста.

Аутизм у детей признаки фото.

Признаки аутизма у детей можно увидеть на фото ниже.

Внешность малышей аутистов нереально красивая, складывается впечатление, что личико нарисовано, таким крохой любуются практически все, потому что вид у малыша печальный и отрешенный, кажется, что с небес спустился Маленький Принц или Принцесса.

Детки с особым развитием не идут на контакт с людьми, им абсолютно не страшно расставаться с родителями, самое главное для них – это привычная обстановка.

Речь у деток-аутистов не всегда правильная, они говорят в основном односложно, характерно, что им неприемлемо местоимение я, о себе они говорят во втором или третьем лице, например, Саша покушал, он хочет спать.

Особенные малыши счастливы в своем замкнутом мире, поэтому им нравится все однотипное, например они носят одну и ту же одежду, кушают одни и те же блюда и если ходят на прогулку, то только по определенному маршруту, играть одними и теми же игрушками.

Иногда малыши-аутисты бывают гиперактивными или наоборот застенчивыми, заторможенными. Ребенок может причинять сам себе вред, кусать себя, царапать или биться головой, но такие признаки проявляются не у всех деток.

В обществе особенных детей называют капризными, неуправляемыми, балованными, но все совершенно не так, просто ребенок-аутист пытается своим поведением отгородиться от внешнего мира для того чтоб закрыться в своем привычном сознании. Для него так проще и легче.

Часто многие родители, не зная точных причин такого поведения своего малыша, испытывают за его поведение стыд и стараются всеми силами привить ему любовь к обществу.

Именно это является грубым нарушением сознания малыша-аутиста .

Необходимое лечение для аутистов и членов их семьи

Услышав впервые слово аутизм по отношению к своему ребенку, многие мамы впадают в панику, здесь самое главное вовремя объяснить ей что и как надо делать .

Если же у мамы есть сомнения в поставленном диагнозе в обязательном порядке можно пройти обследование у независимого психиатра, для этого можно даже поехать в другой город.

Аутизм вылечить невозможно, так как у ребенка с самого начала были заложены нетипичные отклонения в головном мозге. Ребенку с особым развитием можно помогать тремя способами:

  • семейная терапия (проводится при помощи родных людей);
  • корректировка поведения под наблюдением специалиста;
  • оказание психологической, медицинской и педагогической помощи для адаптации.

Семейная терапия проводится в основном в домашних условиях, при этом необходимо учитывать все требования малыша, не стоит долго его утомлять или отвлекать его внимание от привычных для него игр с нетрадиционным материалом вода, песок или камни.

При этом надо как можно больше проводить время с ребенком, показывая определенные действия или демонстрируя наглядным примером. Как только малышу надоест ваше внимание, необходимо просто присутствовать рядом с ним, но не предпринимать никаких действий.

Если в семье есть еще детки их надо с самого начала приучать к тому, что у них особенный брат или сестричка и что с ним надо правильно играть или разговаривать.

После проведения каждодневной семейной терапии необходимо проконсультироваться с психиатром, чтоб он смог подсказать или скорректировать действия всех членов семьи.

Медикаментозное лечение необходимо лишь для того чтобы помочь малышу снять синдром гиперактивности, или же наоборот, чтобы взбодрить его. Часто прописывают нейролептики и конечно же витамин В6.

Иногда если ребенок трудно поддается адаптации и обучению, применяют атипичный нейролептик Рисполепт или Рисперидон , благодаря им у ребенка снижается гиперактивность , улучшается состояние, ускоряется курс обучения.

При этом ребенок не теряет своей индивидуальности и все также находится в своем мире. При этом качество его жизни значительно улучшается.

До начала лечения детки выглядят замкнутыми и подавленными, а вот после начала лечения становится понятно, что малышам легче в глазках читается заинтересованность.

Что ожидает родителей ребенка-аутиста

Проблема существует для того чтоб ее устранять, если же нельзя устранить надо поменять к ней отношение или вообще убрать слово проблема.

Конечно, каждой маме, да и папе очень приятны детские объятия и поцелуи в щечку с признанием в любви, но, если в семье растет особенный малыш тогда именно этих действий и поступков родители никогда не дождутся и не потому что ребенок не любит папу и маму, просто ему не понятно само это чувство.

Для аутистов довольно не приятны прикосновения не только чужих людей, но и родных.

Родителям не придется присутствовать на детских утренниках или на соревнованиях, кроме того у ребенка не будет выпускного, так как это ему все не интересно и для него большое количество людей – шок.

Но вместо этого, если родители постараются и прислушаются к советам врачей и тех, у кого есть детки-аутисты, они научаться быть счастливыми, живя в мире и ладу со своим ребенком-аутистом, а ведь это очень важно.

Для того, чтобы адаптировать малыша-аутиста в современной жизни конечно необходимо запастись огромным, просто невероятным терпением.

Прежде всего, надо слушать рекомендации врача и общаться с теми родителями, у которых есть уникальные дети. С такими крохами придется налаживать личный контакт , потихоньку на протяжении большого количества лет, а может и всей жизни приучать его к проведению определенных действий, в определенной последовательности.

Часто у аутистов затормаживается звук, но они воспринимают информацию для себя больше через зрительный контакт, поэтому надо обязательно запастись определенными табличками , на которых будут запечатлены действия, например как взять ложку, как ее поднести ко рту, или как держать карандаш.

Благодаря этим карточкам ребенок быстро поймет , что от него ожидают, и они в ближайшее время уже будут не нужны. Кроме карточек важно самим научится показывать какое-либо действие, здесь пригодится пантомима, чем лучше и понятнее будет показано действие, тем быстрее ребенок поймет его.

Показывая действие можно его озвучивать , например, брать карандаш и проговаривать «беру карандаш». Не стоит отчаиваться, если малыш не сразу начнет понимать звуковой смысл, главное он уловит действие.

Родителям нельзя отчаиваться, ведь ребенок здоров, просто он уникален. Стоит обязательно проследить за тем, к чему тянется малыш.

Практически все детки-аутисты проявляют гениальные способности в определенном направлении: красиво рисуют, мгновенно могут сложить, умножить или разделить цифры, запомнить огромное количество определенных фактов.

Если родители выберут правильный подход и будут особенно терпеливыми к своему малышу, тогда их ждет невероятный успех: ребенок начнет отзываться на свое имя, он даже сможет налаживать общение с небольшим количеством людей.

Существуют такие уникальные семьи, где к деткам–аутистам относятся с трепетом и уважением к его личному миру и пространству, на что малыш отвечает взаимоуважением и это многого стоит. На первый взгляд довольно трудно понять у кого в семье аутизм.

Этому особому состоянию посвящены даже уникальные передачи, в которых участвуют люди-аутисты, помогающие обычным людям разбить красивые сады или облагородить приусадебный участок.

Что характерно передачу ведет ведущий с (одна из разновидностей аутизма), а его помощники – это аутисты с различными разновидностями этого «заболевания».

Заключение для тех, кто воспитывает особенного ребенка

Правила существуют для того чтоб их нарушать, поэтому если ваш малыш – аутист не стоит никого слушать о том, что вы его неправильно воспитываете или делаете для него что-то не так.

Врач-психиатр, педиатр поможет восстановить ваше душевное настроение и помочь как можно ближе познакомить ребенка с окружающим миром.

Многие считают, что аутизм – это заболевание сродни , но они конечно же ошибаются, ведь если даунята – это дети солнца, то аутисты – это ОСОБЕННЫЕ детки, которые уже сами по себе гении, но только они никогда не будут требовать к себе внимания.

Аутисты – это уникальные люди, которые живут не по законам общества, они гораздо выше их. Такие люди ничего не замечают, им абсолютно все равно на правила поведения или на моральные принципы. Главным для них является покой и однообразность. Иногда они выходят за пределы своего мира для того чтоб создать шедевр, например в Америке молодой человек аутист по памяти воссоздал панораму Нью-Йорка на стене своей комнаты. Таких примеров множество, только для того чтоб малыш развивался к нему нужен правильный подход.

Если родители или вся семья будут действовать слаженно, тогда в доме будет не просто особенный ребенок, а всеми любимое чадо, которое когда-то в один прекрасный момент удивит вас своей, хоть и единственной, но способностью.

Никогда не стоит отчаиваться, ведь исправить можно все, пока человек жив.

Интересное

Высшее образование (Кардиология). Врач-кардиолог, терапевт, врач функциональной диагностики. Хорошо разбираюсь в диагностике и терапии заболеваний дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Закончила академию (очно), за плечами большой опыт работ.

Специальность: Кардиолог, Терапевт, Врач функциональной диагностики.

Аутизм является диагнозом, вызывающий ужас в глазах каждого родителя после приема у детского психиатра. Изучением аутистических расстройств занимаются уже давно, при этом данная проблема представляет собой одно из наиболее загадочных психических заболеваний. В яркой форме аутизм проявляется в раннем детском возрасте (РДА – ранний детский аутизм), при этом ребенок становится изолированным от собственной семьи и общества.

Что такое аутизм?

Аутизмом называется общее расстройство развития личности с максимальным дефицитом эмоций и сферы общения. Суть болезни кроется в ее названии, которое означает «внутри себя». Человек, страдающий аутизмом, никогда не проявляет вовне свои жесты, речь и энергию. Чаще всего расстройство характерно для детей в возрасте 3-5 лет, тогда ставится диагноз РДА. Для подростков и совершеннолетних характерны только легкие проявления аутизма.

Причины аутизма

Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста. Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

    туберозный склероз;

  • инфицирование матери краснухой в период беременности;

    хромосомные аномалии;

    нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.

Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны вызывать аутистические заболевания. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины аутизма не названы до сих пор.

Каким образом воспринимает мир аутичный ребенок?

Считается, что аутист не способен объединять детали и части в единый образ. Он видит человека как несвязанные руки, нос, уши и прочие части тела. Ребенок с этим психическим расстройством практически не может отличить предметы живой природы от неодушевленных. Помимо этого, все внешние факторы (прикосновения, свет, цвета, звуки) вызывают у него чувство дискомфорта. Ребенок старается ограничиться от окружающего мира и уйти в себя.

Симптомы аутизма

Выделяют 4 главных симптома аутизма у детей, которые проявляются в определенной степени:

    стереотипное поведение;

    нарушение коммуникации;

    нарушения в социальном поведении;

    ранние признаки состояния аутизма (до 5 лет).

Признаки и симптомы аутизма видео:

Стереотипное поведение

  • Выполнение повседневных ритуалов.

Ребенок с аутизмом чувствует себя комфортно лишь в привычной для него обстановке. Изменив маршрут прогулки, распорядок дня или расстановку вещей в помещении, можно добиться агрессивной реакции малыша и ухода его внутрь себя.

  • Зацикленность ребенка на конкретном занятии и невозможность переключиться на другое дело.

Малыш может часами сортировать кубики или строить башни. Вытащить его из этого состояния очень сложно.

  • Многократное повторение движений, которые лишены смысловой нагрузки.

У ребенка-аутиста наблюдаются эпизоды самостимуляции. Они представлены стереотипными повторяющимися движениями, которые малыш использует в непривычной или пугающей обстановке:

    покачивание головой;

    щелканье пальцами;

    хлопанье в ладоши;

    другие монотонные движения.

Характерны страхи, навязчивые идеи. При возникновении пугающей ситуации возможны приступы самоагрессии и агрессии.

Нарушение коммуникации

  • Отсутствие речи (мутизм) или выраженная ее задержка.

Дети с тяжелой формой аутизма не разговаривают. Они используют только несколько слов, чтобы обозначать свои потребности, и употребляют их в одной форме (спать, есть, пить). При появлении речи она не нацелена на восприятие другими людьми и носит бессвязный характер. Ребенок способен часами повторять одну фразу. О себе страдающие от аутизма дети говорят во втором либо третьем лице (Света хочет есть).

  • Аномальный характер речи (эхолалии, повторы).

При ответе на поставленный вопрос малыш повторяет часть фразы или всю ее целиком.

Родитель спрашивает: - Ты хочешь спать?

Ребенок отвечает: - Ты хочешь спать?

    Отсутствует реакция на свое имя.

    Неправильные интонации, слишком тихая или громкая речь.

    Задерживается или не наступает «возраст вопросов».

В отличие от здоровых детей аутисты не тревожат родителей, задавая им сотни вопросов о состоянии окружающего мира. Если такой период и наступает, их вопросы не имеют практического значения и являются однообразными.

  • Нарушения социального взаимодействия.

Скудная, зачастую неадекватная ситуации мимика.

При попытке развеселить больного ребенка он редко улыбается. Зато он может рассмеяться по своим, никому не понятным из окружающих, причинам.

У аутиста лицо обычно маскообразное с редко возникающими гримасами.

  • Резко нарушен или отсутствует контакт глаза в глаза.

Аутист не способен воспринимать образ собеседника целостным, из-за этого зачастую смотрит «сквозь» человека.

  • Жесты применяются только для обозначения нужд.
  • Неспособность к пониманию эмоций окружающих.

Мозг здорового человека работает так, что, взглянув на собеседника, можно с легкостью определить его состояние (гнев, удивление, страх, печаль, радость). У аутиста отсутствуют такие способности.

  • Отсутствие интереса к сверстникам.

Дети, страдающие аутизмом, не играют со своими ровесниками. Они размещаются рядом и погружаются в собственный мир. В толпе детей найти аутического малыша достаточно просто – его окружает «аура» экстремального одиночества. Если страдающий от аутизма ребенок и обращает внимание на сверстников, то воспринимает их как неодушевленные объекты.

  • Возникновение трудностей в играх со знанием социальных ролей и использованием воображения.

Здоровый ребенок быстро учится баюкать куклу, катать машинку, лечить плюшевого мишку. Аутичный малыш не различает в игре социальные роли. Более того, он не способен воспринимать игрушку как целостный предмет. Он может найти колесо у машинки и крутить его в течение нескольких часов подряд.

  • Отсутствие ответа на общение и проявление родителями эмоций.

Ранее считалось, что страдающие аутизмом люди не связаны с родными эмоционально. Но теперь исследования доказали, что уход мамы от ребенка вызывает у него чувство беспокойства. В присутствии семьи ребенок лучше идет на контакт. И становится менее зацикленным на своих занятиях. Разница заключается только в реакции на отсутствие родителей. Аутист проявляет тревогу, не предпринимает действия, направленные на возвращение родителей. Точно определить чувства, которые возникают у него при разлуке, нельзя. Здоровый ребенок сильно расстраивается, зовет маму, если она ушла надолго из поля зрения, плачет.

  • Ранние признаки состояния аутизма у детей.

Болезнь проявляется у детей, как правило, в очень раннем возрасте. Уже к году становится заметно отсутствие реакции на свое имя, улыбки и необычное поведение ребенка. Считается, что в первые три месяца своей жизни аутисты малоподвижны, имеют неадекватные реакции на раздражающие внешние факторы и скудную мимику.

Необычные дети видео

Памятка для родителей

Если Вы заметили сильное проявление истерики у чужого ребенка, значит, этот ребенок может страдать аутизмом или другими психическими расстройствами, поэтому необходимо вести себя предельно тактично.

Уровень интеллекта при аутизме

Подавляющая часть детей-аутистов имеет умеренную или легкую форму умственной отсталости. Причинами этого являются трудности в обучении и дефекты строения мозга. Если заболевание сочетается с хромосомными аномалиями, эпилепсией и микроцефалией, у ребенка отмечается глубокая умственная отсталость. При легких формах психического расстройства и динамическом развитии речи наблюдается нормальный уровень интеллекта, порой даже выше среднего.

Главная особенность аутизма заключается в избирательном интеллекте. Таким образом, дети могут хорошо успевать в рисовании, музыке, математике, но отставать от ровесников по остальным дисциплинам. Иногда встречаются случаи савантизма – явления, когда аутист чрезвычайно одарен в определенной области. Например, савант способен сыграть мелодию, которую слышал лишь единожды, или очень точно нарисовать картину, или запомнить столбики цифр и решать вычислительные операции высокой сложности без дополнительных средств.

Синдром Аспергера

Выделяют особый вид расстройств аутизма, который получил название синдрома Аспергера. Под ним подразумевают легкую форму классического аутизма, проявляющуюся в более позднем возрасте:

    проявление синдрома Аспергера начинается после 7-10 лет;

    уровень интеллекта выше среднего или нормальный;

    речевые навыки ребенка в пределах нормы;

    могут возникать проблемы с громкостью речи или интонацией;

    зацикленность на изучении одного явления или одном занятии (аутист способен часами рассказывать своему собеседнику о том, что никому, кроме его самого, неинтересно, не взирая на их реакцию);

    нарушение координации движений: странные позы, неловкая ходьба;

    эгоцентричность, неспособность идти на компромисс и договариваться.

Большинство людей с синдромом Аспергера при поддержке и правильном воспитании успешно учатся в школе и вузе, устраиваются на работу и создают семьи.

Синдром Ретта

Является тяжелым заболеванием нервной системы, которое связано с нарушением в X-хромосоме и распространено только среди девочек. При аналогичном нарушении мужского плода он становится нежизнеспособным и погибает внутриутробно.

Встречаемость болезни – приблизительно 1:10 000 девочек.

Кроме глубокой аутичности, которая полностью изолирует ребенка от внешнего мира, данный синдром характеризуется следующими особенностями:

    нормальное развитие в возрасте от 6 до 18 месяцев жизни;

    замедление роста головы после шести-восемнадцати месяцев;

    потеря целенаправленных навыков движений руками;

    низкая двигательная активность и плохая координация;

    стереотипные движения руками по типу рукопожатия или умывания;

    потеря речевых навыков.

При синдроме Ретта в отличие от традиционного аутизма часто обнаруживается эпилептическая активность и недоразвитость мозга. При этом заболевании прогноз излечения неблагоприятный. Коррекция двигательных расстройств и аутизма удается с трудом.

Диагностика аутизма

Сначала признаки аутизма замечают родители ребенка. Именно родные раньше всех остальных обращают внимание на нетипичное поведение малыша. Особенно это происходит рано, когда в семье есть другие маленькие дети и есть к кому приравнивать. Чем ранее родители начинают тревожиться по этому поводу и искать специалистов для помощи, тем больше шансов у ребенка с аутизмом вести обычный образ жизни и социализироваться.

Тестирование ребенка с использованием специальных опросников

Диагностика при детском аутизме сводится к опросу родителями и изучению поведения ребенка в привычном для него окружении.

    ADI-R – опросник для диагностики аутизма.

    CHAT – анкета для диагностирования аутизма у маленьких детей.

    ADOS – диагностическая шкала наблюдения аутизма.

    ABC – поведенческая анкета для диагностики аутизма.

Инструментальные методы:

    Проверка слуха у сурдолога – чтобы исключить связь речевой задержки с тугоухостью.

    ЭЭГ – для диагностирования эпилептических приступов (иногда аутизм сопровождается эпилепсией).

    УЗИ головного мозга – чтобы исключить повреждение мозга, способное вызвать характерные симптомы.

Родители и другие люди могут некорректно воспринимать поведение ребенка-аутиста.

Что видит взрослый

Это может быть

  • Забывчивость.
  • Витание в облаках.
  • Неорганизованность.
  • Отлынивание от работы, обязанностей.
  • Непослушание.
  • Манипуляция.
  • Апатия.
  • Лень.
  • Повышенная тревожность.
  • Стресс или реакция на новую ситуацию.
  • Попытка регуляции сенсорных систем.
  • Непонимание чужих ожиданий.
  • Повторяющиеся действия.
  • Ответ на перемены в виде расстройства.
  • Предпочтение однообразию.
  • Сопротивление переменам.
  • Отказ от сотрудничества.
  • Упрямство.
  • Ригидность.
  • Неспособность воспринимать ситуацию со стороны.
  • Попытка сохранить предсказуемость и порядок.
  • Неуверенность в алгоритме выполнения указаний.
  • Мешающее поведение.
  • Невыполнение инструкций.
  • Импульсивность.
  • Желание находиться в центре внимания.
  • Эгоизм.
  • Нежелание слушаться.
  • Провокации.
  • Задержка в обработке поступающей информации.
  • Трудности в понимании общих и абстрактных понятий.
  • Нюхает разные предметы.
  • Трогает различные предметы и вращает их.
  • Не смотрит в глаза.
  • Избегает определенного освещения или звуков.
  • Нежелание слушаться.
  • Плохое поведение.
  • Крайняя зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность.
    Сенсорные проблемы.
  • Сенсорные и телесные сигналы нормально не обрабатываются.

Лечение аутизма

Главный вопрос, который возникает при столкновении

с заболеванием аутизма – лечится ли оно? К сожалению - Нет.

От этой болезни лекарства не существует. Нет такого препарата, после приема которого ребенок выходит из своего «мира» и социализируется. Единственный вариант приспособить аутиста к социуму – создание благоприятной среды и упорные ежедневные занятия. Это большой труд педагогов и родителей, всегда приносящий свои плоды.

Особенности воспитания ребенка-аутиста

    Создать благоприятную для обучения, развития и жизни ребенка среду. Неустойчивый распорядок дня и пугающая обстановка тормозят навыки у аутиста и способствуют еще большему его «погружению в себя».

    Воспринимать аутизм как способ существования. Страдающий от этого заболевания ребенок думает, чувствует, слышит и видит по-другому в отличие от большинства людей.

    При необходимости подключить к воспитанию и обучению ребенка логопеда, психиатра, психолога и других специалистов.

Этапы лечения аутизма

    Формирование навыков, требуемых для обучения – в случае, когда ребенок не идет на контакт со взрослым, нужно наладить его. При отсутствии речи следует развить минимальные ее зачатки.

    Устранение неадекватных форм поведения: навязчивостей страха, зацикленности и ухода в себя, самоагрессии и агрессии.

    Обучение наблюдению и подражанию.

    Обучение играм и социальным ролям (играть в доктора, катать машинку, кормить куклу).

    Вырабатывание эмоционального контакта.

Поведенческая терапия аутизма

Наиболее распространенная терапия детского аутизма осуществляется по принципам поведенческой психологии (бихевиоризма). Одна из разновидностей такого лечения – ABA-терапия.

В основе такой терапии лежит наблюдение за реакциями и поведением ребенка. Изучив все особенности конкретного малыша, проводят подбор стимулирующих факторов. Для кого-то таковыми станут любимые блюда, для кого-то – звуки, музыка или одежда. Далее все желательные реакции подкрепляют этим поощрением. Грубо говоря: сделал так, как положено – получи конфетку. По такому принципу возникает контакт с ребенком, закрепляются нужные умения и пропадает деструктивное поведение в форме самоагрессии и истерик.

  • Логопедические занятия

Практически у всех аутистов наблюдаются те или иные проблемы с речью, которые мешают им полноценно общаться с другими людьми. Регулярные занятия вместе с логопедом позволяют наладить правильное произношение, интонацию и подготовить ребенка к получению образования в школе.

  • Выработка навыков самообслуживания и социальных навыков

Характерной проблемой для аутичных детей является отсутствие мотивации к играм и повседневным делам. Их тяжело приучить к поддержанию гигиены, распорядку дня, сложно увлечь. Чтобы закрепить полезные навыки, применяются специальные карточки. На них в подробностях нарисована или написана последовательность действий. Например, встал с постели, оделся, умылся, почистил зубы, причесался и т.д.

  • Медикаментозная терапия

Использование медицинских препаратов при лечении аутизма возможно только в кризисных случаях, если деструктивное поведение мешает ребенку развиваться. Однако не нужно забывать о том, что стереотипные действия, плач и истерики – это также способ общения с миром. Гораздо сложнее выглядит ситуация, когда спокойный малыш-аутист днями не выходит на контакт, сидит бездейственно в комнате, погрузившись в себя. Поэтому давать ребенку успокаивающие и психотропные препараты можно исключительно по рецепту врача.

Существует мнение, что быстрому выздоровлению аутиста способствует безглютеновая диета. Но на сегодняшний день достоверных научных данных о подобных чудесных исцелениях пока нет.

К сожалению, на пике популярности в настоящее время находятся шарлатанские методы лечения заболевания стволовыми клетками, использование ноотропов (глицин и др.), микрополяризация. Вышеперечисленные способы являются не только бесполезными, но и могут представлять угрозу для здоровья. А с учетом особой ранимости аутичных детей вред от такого «лечения» может быть очень серьезным.

Что доктор Комаровский говорит про аутизм?

Состояния, имитирующие аутизм

  • Тугоухость – нарушения слуха различной степени.

У детей с нарушением слуха наблюдается задержка речи различной степени, начиная мутизмом и заканчивая неправильным произношением некоторых звуков. Они слабо откликаются на имя, кажутся непослушными, не выполняют просьбы. Все это напоминает симптоматику аутизма, поэтому родители, прежде всего, обращаются к психиатру. Грамотный врач должен направить ребенка на обследование органов слуха. После подбора слухового аппарата развитие ребенка нормализуется.

  • СДВГ.

Часто синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ошибочно принимают за аутистические проявления. Считается, что признаки этого синдрома наблюдаются у каждого третьего ребенка. Основные симптомы СДВГ: сложности в освоении школьных дисциплин, неусидчивость. Дети не способны длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии и ведут себя чрезмерно подвижно.

Отклики СДВГ наблюдаются и у взрослых, которым сложно запоминать события и даты, принимать зрелые решения. Данный синдром необходимо диагностировать как можно ранее и начинать лечение: успокаивающие средства и психостимуляторы в комплексе с занятиями с психологом позволяют скорректировать поведение.

  • Шизофрения.

Длительное время аутизм относили к проявлениям детской шизофрении. Однако в нынешнее время научные исследования доказали, что природа этих заболеваний разная, и они ничем не связаны между собой.

Сравнительно с аутизмом шизофрения как отклонение начинает развиваться в более позднем возрасте. Наблюдается постепенное развитие симптомов болезни. Родители замечают разные странности в поведении ребенка: монологи, уход в себя, навязчивости страхов. В протекании болезни отмечаются незначительные ремиссии с дальнейшим ухудшением состояния. Медикаментозное лечение шизофрении назначает психиатр.

Аутизм у ребенка – это вовсе не приговор.

Никому не известны причины данного заболевания.

Мало кто способен объяснить ощущения аутичного

ребенка при контактах с внешним миром.

Точно известно только одно: при коррекции раннего аутизма,

правильном уходе, занятиях, поддержке педагогов

и родителей дети способны вести нормальную жизнь,

учиться, работать и получать удовольствие.

– нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

Общие сведения

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм , классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра , включая синдром Аспергера , атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии , психологов , психотерапевтов , неврологов , дефектологов и логопедов.

Причины развития аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции , токсемия, маточные кровотечения , преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти , избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Симптомы аутизма

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Классификация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Диагностика аутизма

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда , для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога . Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Лечение и прогноз при аутизме

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия . Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.