Open
Close

Тренировочный вариант 5 по русскому языку егэ. Примерный круг проблем

Изменений в заданиях ЕГЭ по физике на 2019 год нет.

Структура заданий ЕГЭ по физике-2019

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания .

Часть 1 содержит 27 заданий.

  • В заданиях 1–4, 8–10, 14, 15, 20, 25–27 ответом является целое число или конечная десятичная дробь.
  • Ответом к заданиям 5–7, 11, 12, 16–18, 21, 23 и 24 является последовательность двух цифр.
  • Ответом к заданиям 19 и 22 являются два числа.

Часть 2 содержит 5 заданий. Ответ к заданиям 28–32 включает в себя подробное описание всего хода выполнения задания. Вторая часть заданий (с развёрнутым ответом) оцениваются экспертной комиссией на основе .

Темы ЕГЭ по физике, которые будут в экзаменационной работе

  1. Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны).
  2. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика).
  3. Электродинамика и основы СТО (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы СТО).
  4. Квантовая физика и элементы астрофизики (корпускулярноволновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра, элементы астрофизики).

Продолжительность ЕГЭ по физике

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 235 минут .

Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:

  1. для каждого задания с кратким ответом – 3–5 минут;
  2. для каждого задания с развернутым ответом – 15–20 минут.

Что можно брать на экзамен:

  • Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейка.
  • Перечень дополнительных устройств и , использование которых разрешено на ЕГЭ, утверждается Рособрнадзором.

Важно!!! не стоит рассчитывать на шпаргалки, подсказки и использование технических средств (телефонов, планшетов) на экзамене. Видеонаблюдение на ЕГЭ-2019 усилят дополнительными камерами.

Баллы ЕГЭ по физике

  • 1 балл - за 1-4, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27 задания.
  • 2 балла - 5, 6, 7, 11, 12, 16, 17, 18, 21, 24.
  • З балла - 28, 29, 30, 31, 32.

Всего: 52 баллов (максимальный первичный балл).

Что необходимо знать при подготовки заданий в ЕГЭ:

  • Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов.
  • Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел (включая космические объекты), результаты экспериментов… приводить примеры практического использования физических знаний
  • Отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента и т.д.
  • Уметь применять полученные знания при решении физических задач.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

С чего начать подготовку к ЕГЭ по физике:

  1. Изучать теорию, необходимую для каждого заданий.
  2. Тренироваться в тестовых заданиях по физике, разработанные на основе ЕГЭ. На нашем сайте задания и варианты по физике будут пополняться.
  3. Правильно распределяй время.

Желаем успеха!

В четвертом задании ЕГЭ по физике у нас проверяют знания сообщающихся сосудов, силы Архимеда, закона Паскаля, моментов сил.

Теория к заданию №4 ЕГЭ по физике

Момент силы

Моментом силы называется величина, которая характеризует вращательное действие силы на твёрдое тело. Момент силы равен произведению силы F на расстояние h от оси (или центра) до точки приложения этой силы и является одним из главных понятий динамики: M 0 = Fh.

Расстояние h принято называть плечом силы.

Во многих задачах данного раздела механики применяется правило моментов сил, которые приложены к телу, условно считаемому рычагом. Условием равновесия рычага F 1 /F 2 = l 2 /l 1 можно пользоваться и в том случае, если к рычагу приложены не только две силы. В этом случае определяется сумма всех моментов сил.

Закон сообщающихся сосудов

По закону сообщающихся сосудов в открытых сообщающихся сосудах любого типа давление жидкости на каждом уровне одинаково.

Сравнивают при этом давления столбов над уровнем жидкости в каждом сосуде. Давление определяется формулой: p=ρgh. Если приравнять давления столбов жидкостей, получится равенство: ρ 1 gh 1 = ρ 2 gh 2 . Отсюда вытекает соотношение: ρ 1 h 1 = ρ 2 h 2 , или ρ 1 /ρ 2 = h 2 / h 1 . Это означает, что высоты столбов жидкостей обратно пропорциональны плотности веществ.

Сила Архимеда

Архимедова сила или сила выталкивания возникает, когда какое-то твердое тело погружается в жидкость или газ. Жидкость или газ стремятся занять «отобранное» у них место, потому выталкивают его. Сила Архимеда действует только в тех случаях, когда на тело действует сила тяжести mg

Силу Архимеда традиционно обозначают как F A .

Разбор типовых вариантов заданий №4 ЕГЭ по физике

Демонстрационный вариант 2018

Тело массой 0,2 кг подвешено к правому плечу невесомого рычага (смотри рисунок). Груз какой массы надо подвесить ко второму делению левого плеча рычага для достижения равновесия?

Алгоритм решения:
  1. Вспоминаем правило моментов.
  2. Находим момент силы, создаваемый грузом 1.
  3. Находим плечо силы, которое будет создавать груз 2, когда его подвесят. Находим его момент силы.
  4. Приравниваем моменты сил и определяем искомую величину массы.
  5. Записываем ответ.
Решение:

Первый вариант задания (Демидова, №1)

Момент силы, действующей на рычаг слева, равен 75 Н∙м. Какую силу необходимо приложить к рычагу справа, чтобы он находился в равновесии, если её плечо равно 0,5 м?

Алгоритм решения:
  1. Вводим обозначения для величин, которые даны в условии.
  2. Выписываем правило моментов силы.
  3. Выражаем силу через момент и плечо. Вычисляем.
  4. Записываем ответ.
Решение:
  1. Для приведения в равновесие рычага к нему прикладывают моменты сил М 1 и М 2 , приложенные слева и справа. Момент силы слева по условию равен M 1 = 75 Н∙м. Плечо силы справа равно l= 0,5 м.
  2. Поскольку требуется, чтобы рычаг оказался в равновесии, то по правилу моментов М 1 = М 2 . Поскольку M 1 =F · l , то имеем: М 2 = F l .
  3. Из полученного равенства выражаем силу: F = М 2 / l = 75/0,5=150 Н.

Второй вариант задания (Демидова, №4)

Деревянный куб массой 0,5 кг привязан ниткой ко дну сосуда с керосином (см. рисунок). На куб действует сила натяжения нити, равная 7 Н. Определите силу Архимеда, действующую на куб.

Архимедова сила или сила выталкивания возникает, когда какое-то твердое тело погружается в жидкость или газ. Жидкость или газ стремятся занять «отобранное» у них место, потому выталкивают его. Сила Архимеда действует только, когда на тело действует сила тяжести mg . В невесомости эта сила не возникает.

Сила натяжения нити Т возникает, когда нить пытаются растянуть. Она не зависит от того, присутствует ли сила тяжести.

Если на тело действует несколько сил, то при изучении его движения или состояния равновесия рассматривается равнодействующая этих сил.

Алгоритм решения:
  1. Переводим данные из условия в СИ. Вводим необходимое для решения табличное значение плотности воды.
  2. Анализируем условие задачи, определяем давление жидкостей в каждом сосуде.
  3. Записываем уравнение закона сообщающихся сосудов.
  4. Подставляем числовые значения величин и вычисляем искомую плотность.
  5. Записываем ответ.
Решение:

Данный вариант тестовых заданий по русскому языку составлен в формате ОГЭ для проведения устной части экзамена. Даны подробные ответы на все задания, что поможет учащимся при подготовке к ОГЭ.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

Темы заданий:

1

Задание 1.Чтение текста.

Текст для чтения посвящён пословицам. Вы, ребята, конечно, знаете, что эти меткие выражения делают речь образнее, ярче.

Выразительно прочитайте текст о пословицах вслух.

У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Язык- важнейшее средство человеческого общения. Одновременно он является зеркалом национальной культуры. История, традиции, нравственные законы- всё передаётся при помощи языка из поколения в поколение.

Сокровищницей русского языка являются пословицы. Созданные народом, они и в наши 2000-ые годы не утратили своего значения. И пусть за окном 21 век, но и сегодня можно услышать знакомые нам с детства пословицы: «Любишь кататься — люби и саночки возить!», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Старый друг лучше новых двух» и многие другие.

Пословицы – это небольшие высказывания, содержащие обобщённый нравоучительный смысл. В них в иносказательной форме выражена народная мудрость. Как надо вести себя в обществе, что является ценным для человека, каким человеком нужно быть? На все эти вопросы можно найти ответы в пословицах. Используйте их в своей речи, и тогда она станет яркой, точной и выразительной. Как сказано в пословице, «хорошую речь приятно слушать».

156 слов.

2

Задание 2. Пересказ текста.

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах».

Френсис Бэкон (английский философ, историк, политик 17-го века).

Ответ:

Правильный ответ

Язык- средство человеческого общения. В нём выражена культура народа, его традиции, моральные принципы, передаваемые из поколения в поколение.

Богатством языка являются его пословицы, в которых выражена мудрость народа. Многие из них знакомы нам с детства.

Пословицы — это высказывания, имеющие глубокий поучительный смысл. Нужно учиться использовать их в речи, тогда она станет более выразительной.

Прекрасно высказался о пословицах английский философ, историк и политик 17-го века Френсис Бэкон. Он отметил, что в них проявляются «гений, дух, характер народа». Действительно, ум, смекалка народа, его взгляды на жизнь, особенности характера, патриотизм, вера в добро- всё отражено в этих высказываниях. Народ очень тонко подмечал явления жизни и отражал их в пословицах. «При солнышке тепло, при матери добро», «Родина- мать, люби за неё постоять»- эти и многие другие половицы учат, каким человеком нужно быть.

3

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

  1. На уроке физкультуры (на основе описания фотографии).
  2. Моё незабываемое путешествие (повествование на основе жизненного опыта).
  3. Почему так важно следить за своей речью? (рассуждение по поставленному вопросу)

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Ответ:

Правильный ответ

Тема 1.На уроке физкультуры. Опишите фотографию.

На данной фотографии изображён один из моментов урока физкультуры в школе. Ребята соревнуются. Они разделились на три команды и по эстафете выполняют действия с мячом. Показано, как напряжены участники, как они ждут, когда же им передадут эстафетную палочку, чтобы вступить в борьбу за победу. Зрители тоже напряжённо следят за соревнованием.

На уроках физкультуры у нас тоже бывают часто различные состязания. Мне нравится соревноваться командами. И себя проверяешь, и переживаешь за своих одноклассников, ведь так всегда хочется победить.

Тема 2 . Расскажите о том, как Вы путешествовали.

Я люблю путешествовать. Чаще всего это происходит вместе с моими родителями. Мы ездили в Крым, были на Кавказе. Я люблю море и горы.

Особенно мне запомнилась моя первая поездка в горы. Мы долго готовились к ней, ведь нам предстояло достичь своей первой вершины. Готовили спортивное снаряжение, продумывали маршрут.

Помню наше первое путешествие по горной местности, когда видишь, как змейкой вьётся дорога между гор, а внизу, где-то в глубине, протекает ручей. Красиво! Путешествие запомнилось необычной природой, величием горного пейзажа. Поразило однотравье (один склон горы мог быть весь жёлтым от цветов, другой- сиреневым, третий- алым), этим отличается наша природа с её разнотравьем.

Конечно, поразила сама вершина горы, на которой в разгар лета лежал снег, а на небольших островках цвели огромные чёрные тюльпаны. Да, как писал В. Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы!»

Тема 3. Почему так важно следить за своей речью?

Язык, речь играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они являются средством общения, передачи информации. С помощью слов можно выразить буквально любые оттенки чувств.

Сила слова велика, ведь оно может поддержать человека, вселить в него уверенность, желание жить, а может унизить, просто уничтожить. Нужно стараться, чтобы язык был другом, а не врагом.

Я считаю, что речь человека свидетельствует о нём самом, о его характере, уровне культуры и образования. Нужно быть внимательным к своим словам, следить за речью, помнить, что слово может обидеть, ранить другого и в то же время поддержать в трудную минуту.

Научиться правильно и красиво говорить можно. Думаю, что для этого нужно много читать, желательно вслух, чтобы слышать свою речь. Надо серьёзно относиться к урокам русского языка, на котором изучаются правила, формируются навыки устной и письменной речи. Просто нужно захотеть научиться красиво говорить, и тогда, я думаю, у каждого это получится.

4

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Ответ:

Правильный ответ

Я считаю, что уроки физкультуры нужны в школе. Они помогают укреплять здоровье, ведь не каждый находит время вне школы заниматься спортом. На уроках физкультуры ребята двигаются, бегают, разминаются. Это своеобразный отдых от занятий на других уроках.

Да, соревнования на уроках позволяют проверить уровень подготовки учеников, сближают ребят, делают их активными. А сколько эмоций и радости они испытывают в эти минуты!

Я мечтаю, чтобы уроки физкультуры проходили не только в спортивном зале, но и, например, в бассейне, на теннисном корте, чтобы были спортивные тренажёры. Да и обычные удобства, такие, как душевые комнаты, тоже были бы уместны. Думаю, что это вполне реальная мечта, во многих школах уже созданы такие условия.

Я думаю, что людей всегда тянет увидеть что-то необычное, непривычное. Хочется повидать мир, узнать, как живут другие народы, какие у них традиции, познакомиться с их культурой.

Да, я люблю телепередачи, в которых рассказывается о других странах, когда авторы приглашают телезрителей совершить заочные путешествия. Ведь человек не сможет побывать везде, а ему так хочется узнать побольше о нашей земле, о народах и странах. Такие телепередачи расширяют кругозор, позволят узнать многое о нашей планете. Особенно я люблю смотреть программу «Вокруг света» на канале «Россия» (ведущий Михаил Кожухов), «Поедем- поедим!» на «НТВ» (ведущий Джон Уоррен).

Моя мечта — посмотреть пирамиды. Я столько про них читала, просто мечтаю постоять у их подножия, увидеть аллею сфинксов, почувствовать эту связь веков. Надеюсь, что моя места осуществится.

Я стараюсь следить за своей речью, особенно, если нахожусь в школе, среди взрослых людей. Конечно, при разговоре с друзьями я иногда позволяю себе произносить не совсем нужные слова (уж очень не люблю я это слово «короче», от которого так трудно избавиться).

Да, к сожалению, были случаи, когда мне было стыдно за свои слова. Но не потому, что это были грубые, нецензурные слова (такие я не произношу), а потому, что в них было равнодушие. От меня ждали поддержки, а я не смогла сразу оказать её. Конечно, потом мы вместе решили с этим человеком проблему, но за мои слова «у меня и без тебя проблем достаточно» мне до сих пор стыдно.

Да, я хочу красиво говорить. Это поможет мне в будущей моей профессии, да и просто в общении с людьми. Ведь красивая речь притягивает, заставляет с уважением смотреть на человека. Это признак его культуры.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Древние греки и римляне писали на покрытых воском деревянных табличках. (2)Буквы процарапывали в слое воска заострённой палочкой, которую называли стилос, или стиль; на другом конце стиля имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск, если возникала необходимость внести в записи исправления. (3)_____ выражение «у каждого свой стиль» впрямую связано с этим орудием для письма.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Выражение «у каждого свой стиль» связано с орудием для письма древних греков и римлян, которые процарапывали буквы в слое воска заострённой палочкой - стилосом.

2. Древние греки и римляне процарапывали буквы в слое воска заострённой палочкой, на другом конце которой имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск.

3. Заострённую палочку, которой писали древние греки и римляне, называли стилос, или стиль; на другом конце стиля имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск

4. Древние греки и римляне писали на покрытых воском деревянных табличках заострёнными палочками, которые называли стилос, или стиль.

5. Орудием для письма у древних греков и римлян была заострённая палочка - стилос, которая легла в основу выражения «у каждого свой стиль».

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наверное,

3. Разумеется

4. Между прочим,

5. Неужели

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПИСЬМО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПИСЬМО , -А, мн. пи сьма, -сем, -сьмам, ср.

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п.

2. Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.

3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое п. Иероглифическое п.

4. Манера художественного изображения. Реалистическое п. Икона старинного письма.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

мозаИчный

сОгнутый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.

2. Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт 
к началу отопительного сезона.

3. Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

4. В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.

5. При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛУТОРАСТА книгам

новые ТЕРМОСА

ВОЛЧИЙ хвостище

ОПЫТНЕЙШИЕ мастера

распродажа ЧУЛОК

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Все, кто приезжал в Волгоград, приходил на Мамаев курган.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Директор малого предприятия самостоятельно занимался подбором кадров и их руководством.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) На картине Борисова-Мусатова «Весне» изображены ветви цветущей вишни и готовые облететь одуванчики
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Ничто, даже начавшийся дождь, не могло помешать нашей прогулке.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) В посёлке интересовались и верили всему необычному.
6) Согласно древнерусской «Повести временных лет» княгиня Ольга была родом из Пскова.
7) Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.
8) Одинокий пассажир обращал на себя внимание не только приличной скромностью костюма, но и отсутствием багажа.
9) С Ростова я вернулась поздним вечером.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к...рамель

пол...скать

п...триотический

обм...кнуть

ш...ловливый

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...небрежение, пр...поднятое

с...змала, под...скать

ра...шифровать, во...ликовать

по...строенный, о...писанный

нед...едание, пр...бабушка

10

потч...вать

наде...вшийся

застр...вать

заносч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

расслыш...м

поднима...мая

реша...мая

завис...вший

12

Выпишите слово, в котором НЕ(НИ) пишется СЛИТНО.

1. Дома нас ожидали отнюдь (НЕ)ДОБРЫЕ вести.

2. Мы (НИ)РАЗУ не видели отца грустным или растерянным.

3. Это был (НЕ)КТО иной, как директор школы.

4. У артиста было (НЕ)КРАСИВОЕ, но удивительно выразительное лицо.

5. Забор был (НЕ)ПОКРАШЕН и валился набок.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы.

2. У подножия ели, просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши.

3. Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени.

4. (С)ВЕРХУ гор было хорошо видно, где (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеют хвойные леса.

5. Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянулся ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Слева над дубовой рощей возвышался величестве(1)ый храм, справа стоял храм, посвящё(2)ый богине Церере, а рядом с ним виднелась многоколо(3)ая базилика.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Секретарь взял со стола документы и ручку и отправился в кабинет начальника.

2. Бурный селевой поток начисто смыл и столовую и строящиеся жилые корпуса.

3. Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?

4. Море искрилось и шумело и играло волнами.

5. Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.

16

Сороки и вороны (1) перелетая с дерева на дерево (2) колыхали ветки (3) задев крылом (4) обламывали хрупкие прутики.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Дай (1) Джим (2) на счастье лапу мне.

Пожалуйста (3) голубчик (4) не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь (5) ты (6) не знаешь, что такое жизнь...

(С.А. Есенин)

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он понимал (1) что бой закончился (2) что сам он уцелел (3) и даже не ранен (4) но не испытывал сейчас ничего (5) кроме тошноты и усталости.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) 
и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. 
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

Источник задания: Решение 2840. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

После победы в полуфинале Константин начал тренироваться с УДВОЕННОЙ силой.

Всего несколько лет назад на этом месте был пустырь, а теперь здесь возвышается ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ здание.

За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ норма осадков. Молодой преподаватель чувствовал ГОРДОСТЬ за свой труд.

За полем виднелся ДОБРОТНЫЙ дом с мансардой, левее – две бедноватые хаты, за ними чернел лес.

Решение.

1. Определим лексическое значение (смысл) выделенных слов.

После победы в полуфинале Константин начал тренироваться с УДВОЕННОЙ (увеличенной вдвое) силой.

Всего несколько лет назад на этом месте был пустырь, а теперь здесь возвышается ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ (красивое) здание.

За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ (возрастом в 1 год) норма осадков.

Молодой преподаватель чувствовал ГОРДОСТЬ (удовлетворение собой) за свой труд.

За полем виднелся ДОБРОТНЫЙ (хорошо сделанный) дом с мансардой, левее – две бедноватые хаты, за ними чернел лес.

2. Найдём слово, которое употреблено неверно.

За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ (возрастом в 1 год) норма осадков.

3. Вспомним слово-пароним к выбранному.

ГОДОВАЯ (получающаяся за целый год)

Проверка. Вспомните слова-паронимы ко всем выделенным словам в задании. При подстановке этих паронимов предложения утратили смысл? Если да, то ответ верный.

Грибники, пришедшие в лес после дождя, ПОПОЛНИЛИ (восстановили утраченное) свои корзины грибами буквально за час. – смысл потерялся.

После победы в полуфинале Константин начал тренироваться с СДВОЕННОЙ (соединенные вместе) силой. – смысл потерялся.

Всего несколько лет назад на этом месте был пустырь, а теперь здесь возвышается ВЕЛИКОЕ (имеющее особое значение) здание. – смысл потерялся.