Open
Close

Почему автор считает необходимым. Почему абалкин считает необходимым. Как устроена банковская система страны

  • Почему Абалкин считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли?
  • )Автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли, в связи с глобализацией, ставшей ведущей тенденцией мирового развития. Самобытность этой русской научной школы, что она обладала отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

  • ДОКУМЕНТ





  • Так я только ответил на три вопроса на последний не знаю.

    1)Глобализация снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. Самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации.

    2) Нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

    3) Я думаю что можно нравственные ценности, восприятие окружаещего мира и т. д. без этих подходов экономика страны развиваться не будет.

  • ДОКУМЕНТ
    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса. .. В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли. .. Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
    1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
    2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
    3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
    4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

  • 1)Автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли, в связи с глобализацией, ставшей ведущей тенденцией мирового развития. Самобытность этой русской научной школы, что она обладала отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем.

    2) По мнению Л. И. Абалкина, российская цивилизация отличается от Запада тем, что мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления. .. Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

  • Прочитай текст и выполни задания.
    "... Нынешняя система образования основанна на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты. .. Новая система образования должна быть постороена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования-передача через поколения традиций, устоявшейся культуры-остается. Но она дополняется новой функцией-обучения изменению культуры, прогнозированию. .. С целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий. .. В содержании образования должны прийти время и метод. Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены. .. Вместо заучивания фактов-умение работать с информацией. Еще точнее: умение работать с информацией в условиях ее недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях. Формирование открытого, творческого мышления, способного к развитию в течение всей жизни,-уже не идеал, а необходимость системы образования динамичного мира. ..
    1) Что, по мысли автора, характеризует нынешнюю систему образования?
    2) Какая цель должна реализовываться в новой системе образования? Какую старую т новую функции она должна выполнять? Подчеркни соответствующий ответ в тексте.
    3) Почему автор считает важным метод новой системы образования работу с информацией?
    4) Приведи примеры ситуации:
    а) недостатка информации:
    б) избытка некачественной информации:
  • 1)Прогрессы в обучении
    2)старая функция: Старая функция образования-передача через поколения традиций, устоявшейся культуры-остается.
    новая функция: Новая система образования должна быть постороена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире.
    3)умение работать с информацией в наше время - необходимое качество для жизни и благоустроенного будущего. Кроме того, с возникновением Интернета, где находится неисчислимое кол-во информации, человеку необходим навык ее фильтрования и умения работать с информацией, представленной в различных форматах.
    4)а) Я в лесу, без средств связи.
    б) Я дома со всеми средствами массовой информации (телевизор, телефон, компьютер)
  • Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы?
    Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.
    Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).
    Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.
    Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.
    !
  • 1. Права человека.
    2. Всеобщая декларация прав человека как первый (мировой) уровень правовой системы.
    3. Права человека в конституционных документах каждого государства. (второй государственный уровень правовой системы)
    4. Проблема защиты прав человека в разных странах
  • 1. Составьте план текста
    2. Используя текст и обществоведические знания дайте 2 объяснения мысли авторов "кто больше сберегает и инвестирует, тот больше производит в будущем ".
    3. Дайте 2 объяснения необходимости экономического сотрудничества людей.
    4. Как авторы объясняют сущность проблемы экономического выбора? Почему субъектам экономики в принципе приходится решать проблему экономиского выбора? Что является ценой выбора?
    5. Подтвердите 3 примерами мысль авторов о том, что "технологический прогресс продолжает менять нашу жизнь и сегодня"
    ЧЕТЫРЕ ИСТОЧНИКА РОСТА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ:
    Товары и услуги, создающие наше благосостояние, не падают с неба. Их производство требует затрат труда и интеллектуального потенциала, оборудования и инвестиций, организации трудового процесса и кооперации фирм. Существуют четыре основных источника роста производства и дохода.
    Образование, обучение и приобретение опыта являются главными средствами достижения более высокой квалификации. Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    Рабочие произведут больше продукции, используя более совершенное оборудование. Лесоруб, к примеру, срубит больше деревьев, если применит современную бензопилу вместо примитивной ножовки или топора. Водитель грузовика может перевезти больше грузов, чем извозчик. Но оборудование и машины - не бесплатны. Ресурсы, используемые для их производства, могли бы найти иное применение: в изготовлении пищевых продуктов, одежды, автомобилей и других предметов каждодневного потребления.
    Экономика учит, что тот, кто больше сберегает и инвестирует, больше производит в будущем.
    Использование человеческого интеллекта, изобретающего новые товары или более аффективные технологии производства - важнейший источник экономического роста.
    За последние 250 лет развитие техники буквально преобразило нашу жизнь. Сначала паровая машина, затем - двигатель внутреннего сгорания, электричество и ядерный реактор заменили мускулы человека и животных в качестве основного источника энергии. Автомобили, автобусы, поезда и самолеты вытеснили лошадь и повозку как основные способы передвижения. Технический прогресс продолжает изменять нашу жизнь и сегодня. Лазерные проигрыватели, микрокомпьютеры, текстовые редакторы, микроволновые печи, видеокамеры, магнитофоны, автомобильные кондиционеры существенно изменили характер нашей работы и досуга в течение последних двадцати лет.
    Исторически изменения в законодательстве всегда являлись важным источником экономического прогресса. В XVIII в. Патентная система предоставила инвесторам право частной собственности на идеи. Примерно в то же время признание корпорации в качестве юридического лица облегчило создание больших фирм, требовавшихся для массового производства промышленных товаров. Эти прогрессивные изменения в экономической организации общества способствовали росту производства в Европе и Северной Америке.
    Эффективная экономическая организация общества способствует хозяйственному сотрудничеству людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров. Ее главные характеристики более подробно рассмотрены в следующей части.
  • План : 1)Товары и услуги, создающие наше благосостояние
    2)Образование, обучение и приобретение опыта
    3)Производство рабочих больших продукций
    4)Использование человеческого интеллекта для изобретения новых товаров
    5)Технический прогресс за последние 250 лет
    6)Исторически изменения в законодательстве
    7)Эффективная экономическая организация общества
    2) Благодаря сбережениям и экономике можно развить на много больше, чем когда много затрат уходит в одну инвестицию
    3) 1. Экономическое сотрудничество нужно для того, чтоб происходил экономический прогресс
    2. Экономическое сотрудничество людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров.
    или 3)Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    4) Авторы обьясняют это тем, что расходы могут иногда уходить большие на мелкие потребности; Потому что, на оба товара уйдет много средств; Ценой выбора является экономический прогресс
    5) 1. Благодаря техническому прогрессу мы можем многое изобрести
    2. Упрощяет нашу повседневную жизнь
    3. Помогает нам в образовании
  • 1. Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг, называется
    1) экономической деятельностью 2) предпринимательской деятельностью
    3) духовной деятельностью 4) познавательной деятельностью
    2. Верны ли следующие суждения о прибыли?
    А. Прибыль - это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий.
    Б. Прибыль - это количество денег, уплачиваемое или получаемое за единицу товара или услуги.
    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
    3. Основной закон бизнеса
    1) купить подороже - продать подешевле 2) купить подороже - продать подороже
    3) купить подешевле - продать подешевле 4) купить подешевле - продать подороже
    4. Правовой статус индивидуального предпринимателя наступает с момента
    1) совершеннолетия 2) начала производства
    3) государственной регистрации 4) уплаты первых налогов в качестве индивидуального предпринимателя
    5. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме
    1) товариществ и обществ 2) потребительских кооперативов
    3) производственных кооперативов 4) государственных и муниципальных унитарных предприятий
    6. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме
    1) потребительских кооперативов 2) товариществ и обществ
    3) общественных организаций 4) благотворительных и иных фондов
    7. Коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом называются
    1) хозяйственными товариществами и обществами 2) акционерными обществами
    3) малыми предприятиями 4) производственными кооперативами
    8. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаётся
    9. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определённого круга лиц, признаётся
    1) открытым 2) полным 3) закрытым 4) обществом на вере
    10. Высшим органом управления акционерным обществом является
    1) совет директоров 2) собрание трудового коллектива 3) президиум 4) общее собрание акционеров
    Часть 2
    1. Прочтите приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
    (1) Рождение акционерных компаний сыграло большую роль в развитии экономики. (2) Считается, что без акционерных обществ было бы невозможно создать многие современные отрасли - машиностроение, химическую промышленность, авиационный транспорт и т. д. (3) В Великобритании 89% продукции выпускается именно акционерными фирмами. (4) А автомобильная компания США «Дженерал Моторс» продала в 1990 г. товаров и услуг на 126 млрд долларов.
    Определите, какие положения текста А) отражают факты Б) выражают мнения
    Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.
    1
    2
    3
    4
    2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «юридическое лицо». Товарищество, индивидуальный предприниматель, акционерное общество, унитарное предприятие, потребительский кооператив.
    Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
    3. Вставьте пропущенное понятие: «Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости ______________ общества, приобретённых акционерами».
    4. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
    Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
    «В основе регулирования предпринимательской деятельности и возникающих при этом хозяйственно-правовых отношений лежит ряд основополагающих исходных положений, принципов. Основными из них являются:
    - ____________(1) предпринимательской деятельности;
    - инициативная и самостоятельная деятельность;
    - получение ___________(2) как главная цель предпринимательской деятельности;
    - ____________(3) в предпринимательской деятельности;
    - юридическое равенство различных форм _______(4), используемых в предпринимательской деятельности;
    - свобода_____________(5) и ограничение монополистической деятельности;
    - государственное _____________(6) предпринимательской деятельности».
    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
    А) свобода Б) прибыль В) налог Г) регулирование Д) конкуренция Е) собственность Ж) законность
    В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (предпринимательство) - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами П. д. в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование П. д. основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где П. д. регулируют нормы торговоь- (коммерческого, хозяйственного) права.

    Большой юридический словарь. - М. : Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. 2003.

    ПРЕДПАРЛАМЕНТПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН Смотреть что такое "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях: Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,… … Финансовый словарьПредпринимательская деятельность - (англ. business activities) самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в … Энциклопедия праваПредпринимательская деятельность - (business activities) самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом… … Экономико-математический словарьпредпринимательская деятельность - Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в… … Справочник технического переводчикаПредпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятияПредпринимательская Деятельность - См. Предпринимательство Словарь бизнес терминов. Академик. ру. 2001 … Словарь бизнес-терминовПредпринимательская деятельность - Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,… … Официальная терминологияПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом… … Энциклопедия юристапредпринимательская деятельность - (предпринимательство) по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг … Большой юридический словарьПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО) в соответствии с гражданским законодательством РФ инициативная самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,… …

    1. 2)
    2. 1) толька А, т. к. Б - это выручка или доход, а не прибыль
    3. 4)
    4. 3) см юридические основы предпринимательства
    5. 2) т. к все остальное - комерческие (связанные с получением прибыли)
    6. 2) те все остальное - не комерческие
    7. 2) из определения об АО
    8. 1)
    9. 3)
    10. 4)
    Часть два
    1.
    1 - Б
    2 - Б
    3 - А
    4 - А
    2. Юридическим лицом не является индивидуальный предприниматель
    3. Акций
    4. 1 - Ж
    2 - Б
    3- А
    4- Е
    5- Д
    6- Г

  • Царь лидии Крез считался самым богатым человеком в мире. однажды у него гостил афинский мудрец Солон. Крез спросил, кого тот считает самым счастливым человеком на свете. какого же было его удивление, когда вместо ожидаемого ответа он услышал:"самыс счастливым на этой земле был афинянин Телл. он был не слишком богат, но и неслишком беден, спокойно занимался своим делом и не опасался нужды и голода, у него были хорошоие, разумные дети, и погиб он в бою, защищая своё государство". Затем солон добавил, что именно о такой судьбе мечтает каждый грек. Почему Крез был разочарован этим ответом? Как это характиризует их потребности? !

    Вопрос 3. Право на сохранение идивидуальности (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 4. Право жить в семье, знать своих родителей (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 5 . Право свободно формулировать и выражать свое мнение (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 6 . Право на доступ к необходимой информации (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 7. Право на свободу мысли, религии (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 8. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 9. Право на защиту государства от всех форм насилия (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 10. Право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 11. Право на образование (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 12. Право на отдых и досуг (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Вопрос 13. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ (это гражданское или политическое или экономическое или социальное или культуроне право?)

    Гигантское спасибо. Благодарю.

  • экономики РАН и Вольного экономического общества России) . Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли. Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы? 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию? 3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны? 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

    ДОКУМЕНТ

    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

    1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
    2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
    3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
    4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

    Из работы современного российского ученого, академика И. Н. Моисеева (размышления о месте России в цивилизованном развитии).

    Сегодня Россия - мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь «из англичан в японцы», как в былые времена путь «из варяг в греки». Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах - если у нас достанет ума, как его достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов - меч. Это обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом обществе.Дело в том, что этот мост нужен не только нам - он нужен всем. Не только России, но и Европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке.Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная судьбой,- север Евразийского суперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 20-х , а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надежно работающую конструкцию.
    Вопросы и задания к документу
    1.Определите, как относится к глобализации автор текста.
    2.Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»?
    3.Как вы думаете, почему ученый считает положение России «между... двумя центрами экономической силы» одним из источников ее процветания?

    Урок по обществознанию на тему «Экономика: наука и хозяйство»

    Цель: рассмотреть предметы изучения экономической науки, определить основные проблемы экономики как хозяйства, познакомиться с основными измерителями экономической деятельности.

    Предмет: обществознание.

    Дата проведения: «____» ____.20___ г.

    I. Сообщение темы и цели урока.

    II. Изложение программного материала.

    Рассказ с элементами беседы

    Учебник является продолжением обществоведческого курса базового уровня, который вы изучали в 10 классе . Основное содержание курса, а также включённые в учебник документы, вопросы, задания позволят вам получить необходимые знания и умения, соответствующие современным требованиям к уровню подготовки выпускников. Практические выводы сориентируют, как применить полученные знания в жизни.

    Многие вопросы, изучавшиеся вами в 10 классе, будут раскрыты в этой части курса полнее и более глубоко. В первую очередь это относится к вопросам экономики, политики, права. При изучении нового материала необходимо опираться на знания, полученные в 10 классе. Связь новых знаний с ранее приобретёнными является условием их правильного понимания, освоения в целостной системе.

    В ходе работы с содержанием курса полезно обращаться к социальным процессам и явлениям, которые вы изучали в курсе истории. Вместе с тем важно интересоваться происходящими общественными событиями и, используя знания, которые даёт курс, учиться самостоятельно разбираться в той или иной социально-политической ситуации.

    Каковы бы ни были ваши планы после окончания школы, курс обществознания поможет вам стать компетентными людьми, способными вырабатывать и отстаивать собственную гражданскую позицию, грамотно и ответственно решать общественные и личные проблемы.

    Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика – стихийно или по своим законам?

    Экономика – сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные её проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды учёных-теоретиков и практиков.

    С понятием «экономика» вы познакомились ещё в основной школе. Напомним, что необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравните два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

    Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.

    Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

    Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.

    Что изучает экономическая наука

    Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.

    Выявленные учёными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи .

    В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внёсших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл , а также современных учёных, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

    Экономика и экономическая деятельность

    В широком смысле слова экономика – это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

    Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

    Производство Распределение Обмен Потребление

    Между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, производство и распределение невозможно разделить, ведь произведенные блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Потребление не только цель производства, но и стимул его развития. Оно оказывает серьёзное влияние на рост объёмов производства, развитие тех или иных его отраслей.

    Ещё одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением, - это обмен.

    Обмен – экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь.

    Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ, входят в понятие «экономическая сфера общества». (Вспомните, какие ещё выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой.)

    Успех решения главной проблемы экономики – определения наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов – во многом зависит от правил, принципов организации деятельности. Так, уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов – принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. (Сравните знакомые вам из истории формы ведения хозяйства: натуральное и товарное. Какое из них более полно учитывает принцип рациональности? Какое более эффективно?)

    Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов её организации, но и от так называемых экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механизмами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля. (Подумайте, как эти уже знакомые вам способы сотрудничества людей влияют на содержание и результаты экономической деятельности.)

    Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведённых продуктов на необходимые товары и услуги. Поэтому, чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объёма производства. Таких путей два: расширить объёмы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность (не путайте с производительностью труда). Когда больше качественных товаров производится при тех же ресурсах, производительность возрастает.

    Производительность – это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование, оплату труда и т. д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.

    Измерители экономической деятельности

    Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

    Экономические величины и показатели можно разделить на абсолютные (характеризуют количество продукта) и относительные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете, например, данные о том, что Россия продаёт на мировом рынке 130 млн тонн угля – перед вами пример абсолютного показателя. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему (для этого необходимо сопоставить две величины), - это пример относительного показателя .

    Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

    В большинстве стран объём годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП). Этот показатель используется с 1988 г. и в России.

    ВНП определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

    Почему речь идёт только о конечных продуктах? Чтобы объём национального производства был определён правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса, до того как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадёт к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов – от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.

    В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае – книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае – бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счёт и завышенную оценку ВНП.

    ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведённых в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются ещё несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход . Национальный доход – это общий доход , приносимый всеми факторами производства.

    Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе – валовом внутреннем продукте (ВВП). Этот показатель объёма национального производства определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение года на территории страны.

    Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растёт быстрее, тогда на одного жителя страны приходится всё больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растёт быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается.

    Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. ВВП рассчитывается как в неизменных (постоянных) ценах базисного года , так и в текущих (действующих) ценах. То есть экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.

    При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции. Измерителем инфляционных процессов в стране является дефлятор ВВП, который определяется делением номинального на реальный ВВП.

    Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остаётся неизменным или падает.

    Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 млрд р. до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тысяч раз. Цены за это время повысились в 13750 раз (т. е. почти вдвое). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

    Поскольку на основе данных об объёме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

    Полученная с помощью различных измерителей экономическая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов. Так, наблюдающаяся положительная динамика роста ВВП в России в последние годы (с 2001 по 2003 г. этот показатель вырос с 5 до 7,2%) позволила правительству выдвинуть задачу удвоения ВВП в последующие 10 лет.

    В заключение необходимо отметить, что главными субъектами экономической деятельности являются производители и потребители. О том, как они своими действиями обеспечивают цели и результативность экономической деятельности, вы узнаете в следующих параграфах.

    III. Практические выводы.

    1. Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбережения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.

    Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовыми потерями, неудовлетворённостью и разочарованием в профессиональной деятельности , сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.

    2. Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает её участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия.

    3. Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной её граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.

    IV. Документ.

    Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).

    Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и своё понимание прогресса… В связи с этим предстоит ещё раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли… Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нём. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

    Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих своё благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления… Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

    Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, её ждал успех. Где она отступала от этого правила, её (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

    Вопросы и задания к документу

    2) Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению, российскую цивилизацию?

    4) Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия XX в., приведите примеры, подтверждающие вывод учёного о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учёными-экономистами, привело к неудачам.

    V. Вопросы для самопроверки.

    1. С чем связано появление экономической науки?

    2. Каковы основные проблемы экономической науки? Назовите и охарактеризуйте их.

    3. Что изучают макроэкономика и микроэкономика?

    4. Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?

    5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт?

    6. Какими способами можно увеличить объём производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

    VI. Задания.

    1. ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основании сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.

    2. Заполните таблицу «Разделы экономической науки».

    Микроэкономика

    Макроэкономика

    Мировая экономика

    Впишите перечисленные проблемы, изучаемые различными частями экономической науки, в соответствующую графу таблицы: условия заключения предпринимательской сделки, оборот международного валютного рынка , конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, углубление международного разделения труда, занятость населения, издержки и рентабельность предприятия, внешнеторговая политика стран, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.

    3. Какой механизм регулирования экономики даёт лучшую возможность распределения ресурсов по её отраслям в соответствии с объёмом и структурой потребления: рыночное (свободное) ценообразование или директивное (централизованное) установление цен? Аргументируйте свой ответ.

    4. Выберите наиболее точное определение предмета экономической науки:

    − исследование поведения людей в процессе производства и обмена материальных благ;

    − наука о путях повышения эффективности функционирования экономических систем;

    − наука, изучающая использование ограниченных ресурсов общества для производства материальных благ в условиях постоянно растущих потребностей людей;

    − наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей и извлечении ими средств к существованию;

    − исследование способов и критериев распределения производимых экономических благ.

    VII. Мысли мудрых.

    «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

    Л. Питер (), американский писатель

    VIII. Заключительная часть.

    1. Оценивание ответов учащихся.

    Вопрос: ДОКУМЕНТ Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) . Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли. Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы? 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию? 3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны? 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

    ДОКУМЕНТ Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) . Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли. Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы? 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию? 3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны? 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

    Ответы:

    так я только ответил на три вопроса на последний не знаю. 1)Глобализация снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. Самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. 2) Нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. 3) Я думаю что можно нравственные ценности, восприятие окружаещего мира и т.д. без этих подходов экономика страны развиваться не будет. Все!

    Похожие вопросы

    • CH3-CH2-CH2-CH3 + HCL ---> что получитсяя?
    • Написать слова группами, обозначить орфограмму в словах каждой группы. Тучки, мальчик, ложечка, ширь, кончик, чулок, бренчал, щупальца, точно, вечность.
    • Во сколько раз изменится сила, действущая между двумя зарядами, если расстояние между ними уменьшить на КПД=20%?

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Задания С1-С4. Материал к экзамену в 10 классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вариант 49

    Прочитайте текст и выполните задания Cl - С4.

    «Общество - сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.

    Следует при этом иметь в виду, что в публикациях на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс

    рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения - это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как в собственно социальной сфере (отношения между классами, внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической надстройки), так и за ее пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогресса должны быть схвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные.

    Для того чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.

    Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством для любого общества, причем областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его существование и развитие. Еще одно к ней требование: непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития.

    (Миголатьев А. А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 3. С. 81-82.).

    С I . Каким образом можно объективно оценить то или иное общество? Чем обусловлен такой способ его оценки?

    С2. Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный про гресс» . Какое из них является более широким по своему содержанию?

    СЗ. Укажите непреходящие, вечные факторы («область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер») существования общества, его эволюции.

    С4. Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.

    Предварительный просмотр:

    Вариант 21

    «Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. <...>

    Государство обязано и за счет собственных ресурсов и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. <...>

    «Представляется, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным по исторической и логической причинам. <...>

    В равной мере было бы ошибочным противопоставлять эти явления, считать их абсолютно самостоятельными и нетождественными, равными себе, т. е. самоценными и достаточными. Следование абсолютам и здесь нанесло бы ущерб истине. Культура и цивилизация - сложнейшие социальные образования, нуждающиеся в глубоком и всесторонне сопоставленном анализе. <...> Различия между цивилизацией и культурой выходят за рамки присущих им ценностей. Цивилизация как крупнейшая социально-историческая общность создает адекватные себе институты, среди которых по важности первенствует государство с присущей ему системой права. Современная цивилизация лелеет государственность и всеобщую правовую урегулированность социально-экономических и политических отношений. Она покоится на них и гражданском обществе.

    У культуры тоже есть свои институты, в том числе государственные. <...> Государство служит связующим звеном между культурой и цивилизацией. При этом культура не меняет своей исконной природы творца ценностей, своих функций их сбережения, воспроизводства и распространения»

    (Миголатьсв А. А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6. С. 71 - 72, 82.).

    С1. На основании текста раскройте сущность понятия « цивилизация ».

    СЗ. Почему автор считает, что определение цивилизации как синонима культуры не может быть признано обоснованным? Приведите два объяснения с опорой на знания обществоведческого курса.

    С4. Автор утверждает, что у культуры, как и у цивилизации, имеются свои институты, в том числе государственные. Используя знания обществоведческого курса и свой социальный опыт, назовите не менее трех институтов культуры.

    Предварительный просмотр:

    Вариант 35

    Прочитайте текст и выполните задания Cl - С4.

    «...Цивилизация и культура выступают в истории не как антиподы; их противоположность не абсолютна, она возникает и развивается в рамках относительного единства этих двух разных «половинок» человеческого бытия. <...>

    Ценности цивилизации носят универсальный, общезначимый характер. <...> Чем эти ценности являются более распространенными и доступными для широкой народной массы, тем они полезнее и значимее в иерархии цивилизационных достижений. <...> Антиценностями или антиподами подлинных гражданских завоеваний выступают примитивный натуральный продуктообмен, диктатура и несвобода, различные формы социальной и личной зависимости.

    Цивилизационные универсалии, полезные людям, формируются обычно в течение длительного времени, годами и веками, обеспечивая поступательное развитие общества по пути прогресса, расширяя мировые связи и отношения, содействуя вовлечению в активную гражданскую жизнь значительных слоев населения. В этом состоит их прогрессивная общественная функция.

    Эти и подобные им другие ценности в нашей обществоведческой литературе последних лет именуются обычно как общечеловеческие»

    (Миголатьев А. А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2003. №6. С. 76-77.).

    С2. На основании текста определите, в чем состоит прогрессивная общественная функция цивилизационных ценностей?

    СЗ. Автор, анализируя ценности цивилизации, подчеркивает их универсальный, общезначимый характер. Приведите по одному примеру таких ценностей применительно к экономической, социальной, политической сферам общественной жизни, используя содержание текста и обществоведческие знания.

    Предварительный просмотр:

    Вариант 43

    Прочитайте текст и выполните задания Cl - С4.

    «Псевдопатриотизм, антиглобализм, как и космополитизм, псевдоглобализм, выражают действительные тенденции жизни человека и общества. В одном случае это тенденция к единению всего человечества, тенденция глобализации. В другом - тенденция к его обособлению, разделению. В этом смысле космополитизм, как и локализм, можно считать лишь идеальным типом определенного социально-философского подхода, никогда не реализуемого, ибо в реальной жизни людей, стран и народов универсализация сил так. же необходима и неизбежна, как их дифференциация. <...>

    Антропологическим корнем глобализации является иррационально данная природе человека способность или потребность в общении. Значит, люди «устроены» так, что они не могут не передавать и не получать опыт и ценности друг друга. Более того, глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. <...>

    И все же слишком оптимистическое восприятие современной глобализации столь же несостоятельно, как пессимистическая ее оценка»

    (Воронович. Б. А., Торукало В. П. Человек в глобализирующемся мире: проблемы и тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. С. 178, 181, 182.).

    С1. На основании текста определите основные тенденции жизни человека и общества. Почему авторы утверждают, что эти тенденции в отдельности невозможно реализовать?

    СЗ. Авторы заявляют, что глобализация является необходимым звеном в развитии социума, инструментом его жизнедеятельности и обновления. Используя знания обществоведческого курса и социальный опыт, приведите обоснование данного утверждения.

    Предварительный просмотр:

    Вариант 45

    Прочитайте текст и выполните задания Cl - С4.

    «Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он ни находился. Права человека - это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. <...>

    Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. Права человека - это гуманизм современной эпохи. <...>

    Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придает правам личности многогранность и многоплановость. <...>

    Если отрицать «потенциальные возможности», заложенные в неотъемлемых правах человека, придется отказаться от всяких попыток изменить существующее положение, преодолеть несправедливость и дискриминацию, законодательно закрепленные в обществе»

    (Гусев А. Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 82-83, 85.).

    С1. На основании текста выделите основные признаки прав человека.

    СЗ. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите не менее трех примеров прав человека. Почему автор утверждает, что права человека - это «естественное свойство личности»? Свой ответ аргументируйте.

    С4. Автор признает различия между правами человека и гражданина. Однако их смешение, как показывает исторический опыт, чревато серьезными социально-политическими потрясениями для общества. Приведите соответствующие примеры.

    Термин «социальное государство» подчеркивает именно то обстоятельство, что государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния своих граждан, поддержку социально незащищенных групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда. <...>

    Важно подчеркнуть, что социальное государство рассматривается в неразрывном единстве с правовым государством» (Смолъков В. Г. Социальное государство // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 99-100.).

    С1. На основании текста определите факторы, обеспечивающие достойную жизнь человека. Какой из них является главным?

    СЗ. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, сформулируйте три признака социального государства.

    Предварительный просмотр:

    Вариант 50

    Прочитайте текст и выполните задания Cl - С4.

    «Индивидуальность означает отграниченносгь, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая.индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <...> Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <...>

    Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <...>

    Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <...> Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение

    “меня самого”»

    (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98-101.).

    С1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

    С2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества?

    С4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

    Предварительный просмотр:

    10 класс. Обществознание

    ВОПРОСЫ К БИЛЕТАМ

    1. Общество. Функции общества. Общественные отношения. Общество как развивающаяся система. Сферы общественной жизни и их характеристика. Общество и природа.
    2. Социальные институты. Комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов. Типологии обществ. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества (фактор производства, продукт производства, черта производства, характер труда, занятость населения, социальная структура).
    3. Многовариантность общественного развития. Реформа и их виды. Революция и их виды. Понятие общественного прогресса.
    4. Теории происхождения человека. Человек как биологическое существо. Отличия человека от животного. Человек как социальное существо.
    5. Виды потребностей человека. Разумные потребности. Иерархия потребностей по Мослоу. Интерес. Склонность. Деятельность человека.
    6. Деятельность. Деятельность человека и активность животного: различия. Основные компоненты деятельности. Виды деятельности (игра, общение, учение, труд).
    7. Общение. Структура общения. Функции общения. Творчество. Важнейшие механизмы творческой деятельности.
    8. Мышление. Роль языка в процессе мышления. Этапы процесса мышления. Типы мышления и сущность. Цель и смысл жизни человека.
    9. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.
    10. Внутренний мир человека. Структура духовного мира личности. Мировоззрение. Структура мировоззрения. Пути формирования мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет.
    11. Сознание. Структура сознания. Самосознание. Самопознание. Самооценка. Образ «Я» («Я» - концепция). Рефлексия.
    12. Поведение. Социальное поведение. Массовое поведение. Групповое поведение. Просоциальное поведение. Образцы, принятые в обществе. Свобода и ответственность личности.
    13. Познание. Как рассматривали возможность познания мира следующие философские направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм? Виды познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его виды. Интуиция. Эмоции и чувства. Заблуждение. Ложь.
    14. Истина. Объективная истина. Абсолютная истина. Относительная истина. Разница между абсолютной и относительной истинами. Критерий истины. Практика. Формы практики. Функции практики.
    15. Знание. Житейское знание. Научное знание. Практическое знание. Художественное знание. Рациональное знание иррациональное знание. Личностное знание. Формы знания (ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное)
    16. Научное познание. Особенности научного познания. Уровни научного познания (эмпирический, теоретический). Формы научного познания (научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория). Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстракция, идеализация, формализация, математизация).
    17. Социальные науки. История. Культурология. Политология. Правоведение. Социология. Философия. Экономика. Эстетика. Этика. Социальное и гуманитарное знание. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт. Виды социальных фактов. Процесс интерпретации социальных фактов. Факторы, которые влияют на оценку социального факта.
    18. Малая группа. Групповые нормы. Условные и реальные группы. Формальные и неформальные группы. Референтная группа. Конформность. Виды лидерства.
    19. Семья. Особенности семьи как малой группы. Типы семьи. Функции семьи. Гендерное поведение. Семейное воспитание (ресурсы семьи, цель воспитания, стиль воспитания).
    20. Неформальные молодёжные группы. Просоциальные, асоциальные, антисоциальные молодёжные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. Криминальные группы.

    Практические задания.