Open
Close

Индекс пинье. Современные проблемы науки и образования От чего зависит индекса пинье

Индекс Пинье представляет собой расчет веса в соответствии с конституцией тела. Для того чтобы узнать, к какому типу телосложения вы относитесь, из величины роста в сантиметрах вычитаем вес в килограммах плюс окружность грудной клетки в сантиметрах. Результат больше 30 – это астеник (худощавый), от 10 до 30 – нормостеник (средний), а меньше 10 – гиперстеник (коренастый). Введите данные и получите свой точный идеальный вес в зависимости от типа телосложения.

Как часто мы называем людей, характеризуя по типу телосложения: «Вон тот доходяга!» «Этот качок!» «Эта тумбочка!». Как бы оскорбительно это не звучало, но на самом деле в подобных характеристиках есть зерно истины: от типичного телосложения, данного человеку с детства, никуда не денешься. Так какие они бывают?

Кроме трех известных конституциональных типов (астеник, нормостеник и гиперстеник), есть следующая классификация по типам телосложения: эндоморф, мезоморф и эктоморф.

Соматотипы (так они называются) характеризуются соотношениями элементов (частей тела), принятым по балльной системе от 1 до 7, где 1 - минимальное развитие данного элемента, а 7 - его максимальная выраженность в пропорции фигуры.

Эндоморф - это толстяк с шарообразной головой, пухлыми плечами, большим животом, вялыми руками и ногами и узкими лодыжками. Соотношение его пропорций 7-1-1. Обычно это люди с избыточным весом, но даже если они худеют до истощения, все равно их пропорции остаются прежними.

Мезоморф - это человек гармонично и классически сложенный, с хорошими мышцами, широкой грудной клеткой, развитыми мускулистыми ногами и руками. Его пропорция 1-7-1.

Эктоморф - это долговязый худосочный задохлик, с узкой головой и срезанным подбородком, с плохо развитой грудной клеткой, длинными ногами и руками, узким тазом. Жира у него, конечно, и быть не может, а мышцы малы и слаборазвиты. Его пропорция 1-1-7.

Возникает законная мысль: неужели большинство из нас, не обладая пропорциями мезоморфа-Аполлона, относятся к этим двум типам, прямо скажем, малосимпатичным и даже уродливым? Это не так! В природе практически не существует чистых типов телосложений, поэтому мы с полным правом можем считать себя симпатичными и привлекательными. Но для себя, определяя предпочтения в еде и одежде, неплохо знать, к какому типу телосложения вы ближе, хотя и полностью не соответствуете ему.

Ссылка на "Тип телосложения и калькулятор идеального веса" для форума Рассчитать тип телосложения и идеальный вес Ссылка на "Тип телосложения и калькулятор идеального веса" для сайта или блога Рассчитать тип телосложения и идеальный вес

1

Исследованы индексы телосложения и физическое развитие подростков и юношей у жителей высокогорного региона Алая (пос. Сары-Таш, с. Кызыл-Суу h=3325 и 3100 м над ур. моря) – как основная группа и у жителей г.Ош (h=1050 м над ур. моря) – как контрольная группа. Всего исследовано 1034 здоровых подростков и юношей, родители которых являются постоянными жителями данных регионов. Полученные данные свидетельствуют, что длина рук девочек I и II группы относительно к длине тела характеризуется брахиморфностью. У мальчиков и девочек, проживающих высокогорьной местности грудная клетка –долихоморфная. При оценке индекса Пинье у девушек г. Ош преобладают – астенический, среди юношей – нормостенические типы телосложения.

мезоморфия

брахиморфия

долихоморфия

соматотип

пропорция

Конституция

1.Абдылдаева А.А. Влияние средовых факторов риска на физическое развитие детей Кыргызстана: Автореф. дисс. … к.м.н.- Бишкек, 2009. -22 с.

2.Аделышина Г.А., Рудаскова, Е.С., Полеткина И.И. Особенности морфофункциональных изменений тела у спортсменов разных типов телосложения при физической нагрузке//- М.: Морфология.- 2012.-т 141 №3. -8-9 с.

3.Акинщикова Г.И. Телосложение и реактивность человека. – Л.: Изд-во Ленингр. унив-та, 1969.- 90 с.

4.Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организма человека. – Л.: Наука, 1977. – 160 с.

5.Антропометрические характеристики лиц юношеского возраста, проживающих в г. Львове //Масна З.З., Адамович Е.А., Кривко С.Ю., Сафонов А.С. - М.: Морфология.- 2008. -т № 2.-83с.

6.Аталыкова Г.Т., Мажитова З.Х. Оценка физического развития детей 11-14 лет, проживающих в уранодобывающем регионе Северного Казахстана. – Астана, 2009. – 26-30 с.

7.Башкиров П.Н. Строение тела и спорт. – М.: Изд-во МГУ, 1968.- 235 с.

8.Беков Д.Б. Индивидуальная анатомическая изменчивость органов, систем и формы тела человека. – Киев, 1988. – 65-69 с.

9.Берхамова Э.А. Физическое и половое развитие девочек Кабардино-Балкарии в зависимости от климатогеографической зоны проживания и степени тяжести йододефицита: Автореф. дисс. … к.м.н.- Волгоград, 2012. -25 с.

10.Бунак В.В. Антропометрия: – М., 1941. -380 с.

11.Жумабаева Н.Т. Роль эндокринной системы в физическом развитии детей препубертатного возраста, постоянно проживающих в условиях высокогорья: Автореф. дисс. … к.б.н.- Бишкек, 2012. -26 с.

12.Каракеева Г.Ж., Боконбаева С.Д. Влияние средовых факторов риска на состояние здоровья детей из многодетных семей экологически гетерогенных зон // Вестник КРСУ. – Бишкек, 2011. Т 11, №7.– 130-134 с.

13.Карташова О.В. Биологическое и психофизиологическое развитие подростков коренной национальности горного Алтая: Автореф. дисс. … к.б.н.- Новосибирск, 2006. -23 с.

14.Калмин О.В., Галкина Т.Н. Соматотипологическая характеристика юношей и девушек Пензенской области//- М.: Морфология.- 2006.-58-59 с.

15.Критическийанализиндексамассытела// Ю.Р. Шейх-Заде, С.Е. Байбаков, Н.С. Бахарева, Н.С. Чупрунова.- М.: Морфология.- 2014.-т №3 .-223с.

16.Многодетность как фактор риска развития железодефицитных анемий у детей //А.А Абдылдаева, С.Д. Боконбаева, Г.Ж. Каракеева, Н.Ж. Токтобаева. Вестник КРСУ, выпуск 8. – Бишкек. 2008, - 400-405 с.

17.Лыкова И.Н., Шестакова Г.А., Клименко Е.А. Оценка воздействия загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами функциональных систем организма подростков. – Калуга, Экология человека.2006. -10-14 с.

18.Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология уч. пособие. – М.: 2011. --41-61 с.

19.Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. – М., 1979. -144 с.

20.Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека. – М., 1983. -343 с.

21.Соматометрическая характеристика детей и подростков г.Ярославль//А.Г. Букина, И.П. Комарова, А.А. Митягова, Н.Н. Тятенкова. - М.: Морфология.- 2010.-т №4 .-41 с.

22.Оценка физического развития детей и подростков//Под.ред. Е.С. Богомолова, А.В. Леонов, Ю.Г. Кузмичев, Н.А., Матвеева. – Нижний Новгород, 2006, - 51-107 с.

23.Тятенкова Н.Н., Букина Л.Г. Физическое развитие девочек среднего школьного возраста, живущих в г. Ярославле //- М.: Морфология.- 2014.-т № 3.-199с.

24.Чтецов В.П. Опыт объективной диагностики соматических типов на основе изучения признаков у женщин // Вопр. Антропологии. – 1979. - №60.- 3-14 с.

25.Хомутов А.Е., Кульба С.Н. //Антропология. – Ростов-на-Дону, 2008. – 78-84 с.

26.Catell P., Metzner R. Associations among somatotype, temperament and self-actualization // Psychological Reports, 1993, 72:3. -p.1165-66.

27.Carter J.E.L., Heath B.H. Somatotyping development and applications. -Cambrige University Press, 1990.

28.Gunderson E.K. Adaptation of small groups to extreme environments //Aerospace Med.-1985.-Vol. 34, N 12.-p. 1111-1115.

Индивидуальная анатомическая изменчивость формы тела человека характеризуется пропорциями, формой телосложения и типом конституции.

Пропорции тела - индивидуальные цифровые выражения размеров частей тела. Они взаимосвязаны, неразрывны, соподчинены и свойственны каждой форме телосложения. Доступным способом оценки пропорций тела является метод индексов, позволяющих путем простых вычислений охарактеризовать соотношения отдельных частей тела.

Формы телосложения - генетически обусловленная внешняя характеристика тела человека, моделирующаяся социально-экологическими причинными факторами.

Типы конституции - понятие спорное. Соматопсихические, физиологические, биохимические, генетические и фенотипические определения являются частью односторонними. Они должны отражать морфо-функциональную характеристику организма в целом, сложившуюся на основе генетических и приобретенных свойств, обусловливающая реактивность, способность к определенному росту, размножению, обмену веществ и предрасположенность к заболеваниям . Понятие формы телосложения (соматотип, биотип, морфотип) и типы конституции не идентичны. Соматотипы являются частью конституции, ее морфологической характеристикой, внешним соматическим выражением. Вопрос о классификации соматотипов сложен и разноречив .

Индексы телосложения, их более 100 (арифметические, геометрические, весо-ростовые, грудно-ростовые и др.), используют для оценки формы тела, уровня физического развития детей, подростков и взрослых. Их применяют для характеристики групповых и возрастных соотношений отдельных величин тела в процессе роста. Являясь дополнительными критериями физического развития, они позволяют сравнивать исследуемые контингенты. Ряд индексов подвергались критике (конец XIX и начало XX в.), так как указывали на полное пропорциональное (а не гетероморфном) изменение сравниваемых признаков . При этом не учитывались интеркомпонентные связи между признаками входящими в их состав. Для более полного учета взаимосвязей между признаками необходимо использовать «плеяду» (до 43) индексов . Сравнительная характеристика пропорций тела диктует необходимость проведения корреляционных взаимосвязей частей тела . По сочетанию различных индексов выделяют 3 основных типа пропорций тела: долихоморфный, брахиморфный, мезоморфный. Значительное применение получили распределение признаков относительно возраста и пола. Для массы тела используется распределение относительно длины тела, как в пределах возрастно-половой, так и меж возрастной групп. Широкую известность получили ряд индексов Брока, Пинье, Рорера, Ливи, Кетле 1-2, Вервека, Пирке, Мануврие, Чулицкой, Эрисмана и др.

Согласно возрастной периодизации постнатального развития человека различают IIпериода. Подростковый (6 период) возраст (период полового созревания, пубертатный) у девочек продолжается с 12 до 15 лет, у мальчиков с 13 и до 16 лет. Юношеский период (7 период) длится с 16 до 20 и с 17 до 21 года соответственно. Датировку подросткового периода нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12, а 11-летним девочкам. В подростковом периоде наблюдается увеличение роста или «пубертатный скачок», всех размеров тела. Сравнительное изучение роста детей и подростков, проживающих в разных экологических условиях - антропогенной, техногенной, аграрной и горной зонах, выявило различия уровня физического развития организма .

В КР изучение физического развития касались в основном 7-12 летних детей. Соматотипирование подростков и юношей не проводилось. Однако, как отмечено, именно в подростковом пубертатном и начальном юношеском периоде происходит «пик» скорости длиннотно-весовых, окружностных, широтных параметров тела, определяющие конституциональные типы в будущем.

В КР в последнее десятилетие снизился процесс акселерации и наоборот активно проявились явления деселерации и ретардации .

Стандарты физического развития требуют регулярного - не реже 1 раза в 5-10 лет обновления. Не уделено внимания к сравнительной возрастно-половой индексной характеристике морфотипов коренных жителей высокогорного села и города. Между тем, применение индексов улучшит общий результат и повысит дифференцировочные возможности исследования .

Цель исследования

В этой связи, целью исследования явилась индексная оценка формы телосложения у подростков (12-16 лет) и юношей (16-17 лет) с учётом места их проживания.

Материал и методы исследования

Объектом исследования явились школьники - подростки и юноши высокогорного региона Алая (пос. Сары -Таш, с. Кызыл-Суу h=3325 и 3100 м над ур. моря) - I(основная) группа, и г.Ош (h=1050 м над ур. моря) - II (контрольная) группа. Всего исследовано 1034 здоровых подростков и юношей (таблица 1), родители которых являются постоянными жителями данных регионов.

Для оценки типов телосложения использовались индексы (всего 15) рекомендуемые ВОЗ (1997): “Вес/Возраст”; Вес/Рост; Рост/Возраст (ВВИ, ВРИ, РВИ). Низкий вес относительно возраста и роста может быть проявлением нарушения питания, либо отсутствия увеличения массы тела. Задержка роста указывает на низкорослость.

Таблица 1

Возрастно-половой состав обследуемых лиц

Подростковый возраст

Алайская долина

мальчики

мальчики

Всего (771)

Юношеский возраст

Всего (263)

Индексы длины рук (длина верхней конечности.100/длина тела) и длины ног (длина нижней конечности.100/длина тела) позволяют судить о долихоморфности, мезоморфности, брахиморфности верхней (>47,45-47, <45) и нижней (>55, 50-55, <50) конечностей соответственно.

Индекс Мануврие “скелетный показателъ” - типы скелии (длина тела сидя.100/длина тела, рост): макроскелию (длинноногость) -90 и выше; брахискелию (коротконогость) - до 84,9; мезоскелию (средней длины ног) -85,0-89,9.

Черепной индекс (поперечный размер.100/продольный размер) указывает на формы череп: долихокрания - длинноголовый (<74,9), мезокрания - среднеголовый (75-79,9), брахикрания - короткоголовый (>80).

Индекс грудной клетки (ИГК, обхват, периметр грудной клетки.100/длина тела) брахиморфность (короткая, широкая >56), мезоморфность (средней степени развития - 51-56) и долихоморфность (узкая <51) грудной клетки.

Индекс формы (dist.bispinarum.100/dist. biacromialis) и длины туловища трапециевидное <70, прямоугольное >75, короткое (<50,9) и длинное (>52,3)соответственно.

Индекс ширины плеч (dist.biacromialis.100/ длина тела) долихоморфию, мезоморфию, брахиморфию плеч (<22, 22-33, >33)и таза (dist.bispinarum.100/ длина тела)-узкий<16,широкий>18 у подростков и юношей.

Индекс массы тела, ИМТ (bodymassindex-ВМI) - показатель упитанности, широко используемое у взрослых, позволяет оценить степень соответствия массы человека и его роста. Рассчитывали по формуле: I=m/h , где:m-масса тела в кг; h-длина (рост) тела в метрах возведенную в квадрат. В соответствии с международной классификацией (2004) рекомендуется следующая интерпретация показателей ИМТ:

  • с оптимальной массой тела - нормотрофия (18,5-25);
  • с избыточной массой тела - гипертрофия (25-30 и более);
  • с пониженной массой тела - гипотрофия (16-18,5);
  • с дефицитом массы тела (<16).

Формы телосложения у юношей дополнительно определяли с индексом Пинье (ИП) и массо ростовым индексом Вервека (ИВ).

ИП (показатель крепости, «коренастость» тела), включающий все тотальные размеры, определяли по формуле: ИП=L-(М+Т), где: L-рост в см; М-масса тела в кг; Т-окружность грудной клетки в фазе выдоха в см. Значение ИП оценивали по схеме М.В. Черноруцкого: гипостенический (астенический) тип с дефицитом веса -эктоморфы, слабое телосложение (ИП>30); нормостенический (атлетический)-мезоморфы, среднее телосложение (ИП-10-30); гиперстенический (пикнический)- эндоморфы, упитанный, крепкое телосложение (ИП<10). Чем меньше цифровое выражение, тем более крепким телосложением обладает индивид.

ИВ вычислялся по формуле: длина тела, см/2 . масса тела, кг+ окружность грудной клетки, см. Соответствие роста и массы тела выделяли с величиной индекса:

  • 0,85-1,25 гармоническое развитие (мезоморфия);
  • 1,35-1,25 - преобладание роста в длину (умеренная долихоморфия);
  • 1,35 и >-высокий рост;
  • 0,75-0,85-умеренное отставание в росте (умеренная брахиморфия);
  • 0,75 и <-выраженное отставание в росте (выраженная брахиморфия).

Статистическую обработку цифровых данных производили с учетом критерия достоверности (Р) по Стъюденту (Р<0,05-0,01).

Результаты исследования и их обсуждение

В I группе подростков ВВИ у мальчиков колеблется от 2,70±0,07 (13 лет) до 3,80±0,07 (16 лет). ВРИ составляя 0,26±0,01 в 13 лет,в 14-15 летнем возрасте стабилизируется и к 16 летнему сроку имеет тенденцию к росту (0,31±0,01).

Среднее значение ВВИ, ВРИ и в особенности РВИ у мальчиков г.Ош (II группа) высокое. Весо-возрастные, весо-ростовые и росто-возрастные индексы девочек высокогорной и городской местности представлены в таблице 2.

Анализ индексов длины рук девочек I и II группы свидетельствует, что длина верхней конечности относительно к длине тела преимущественно короткое. У 13-15 летних мальчиков г.Ош наблюдается брахиморфность (42,6-43,0).

У мальчиков и юношей высокогорного региона и г.Ош (17 лет) длина рук средней величины- мезаморфность (45-47). У девочек и девушек г.Ош длина ног длиннее (ближе к макроскелии), чем аналогичные параметры девочек высокогорья.

Таблица 2

Индексы габаритных размеров подростков высокогорной и городской местности

Мальчики

Вес/Возраст

Рост/Возраст

Вес/Возраст

Рост/Возраст

Возраст (в лет)

исследования

Возраст (в лет)

исследования

высокогорье

0,26±0,01
0,25

2,98±0,01
1,98

высокогорье

2,86±0,09
2,06

0,24±0,01
0,14

2,27±0,07
1,14

0,32±0,01
0,27

3,22±0,06
3,03

3,17±0,09
3,09

0,26±0,01
0,18

3,98±0,11
3,20

высокогорье

0,28±0,01
0,20

3,57±0,07
3,01

высокогорье

3,16±0,11
2,75

0,26±0,01
0,16

3,88±0,1
3,27

0,35±0,01
0,30

3,92±0,08
3,03

3,20±0,11
3,04

0,27±0,01
0,17

4,74±0,12
3,64

высокогорье

0,29±0,01
0,22

4,59±0,10
3,54

высокогорье

3,26±0,07
3,00

0,28±0,01
0,18

3,94±0,2
3,2

0,37±0,01
0,33

4,74±0,13
2,78

3,63±0,05
3,08

0,32±0,01
0,22

5,14±0,14
3,82

высокогорье

0,31±0,01
0,20

4,84±0,15
3,31

высокогорье

3,86±0,07
3,26

0,31±0,01
0,20

4,27±0,12
3,80

0,38±0,02
0,26

4,7±0,13
3,20

5,37±0,15
3,74

В последнем случае долихоморфность (50-55) имеет место только в 17 летнем возрасте. Величина индексов ног у мальчиков и юношей отражены в таблице 3. У 13-14 летних девочек и мальчиков высокогорья наблюдается брахикрания(короткоголовый). В последующие годы выявляются - мезо (15 лет) и долихокрания(16-17 лет). Формы черепа у мальчиков г.Ош - мезокранный (13,15,16 лет). У юношей имеет место - долихокрания (<74,9). В данной группе девочек (12-13 лет) и девушек (16-17 лет) также характерна долихокрания.

Таблица 2

Индексы длины рук и ног у подростков и юношей высокогорного Алая и г.Ош

конечностъ

Мальчики

конечностъ

Возраст (в лет)

исследования

Долихоморфность

Мезоморфность

Брахиморфность

Возраст (в лет)

Место исследования

Долихоморфность

Мезоморфность

Брахиморфность

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

конечностъ

Мальчики

конечностъ

Возраст (в лет)

исследования

Долихоморфность

Мезоморфность

Брахиморфность

Возраст (в лет)

исследования

Долихоморфность

Мезоморфность

Брахиморфность

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

высокогорье

ИГК обследуемых мальчиков и девочек высокогорной местности характеризуется долихоморфностью (<51), у всех юношей и девушек - мезоморфность (>51). Данный показатель пог.Ош отличается. Долихоморфность грудной клетки регистрируется у 13-14 летних мальчиков и 12-13 летних девочек, а также у 17 летних юношей. У 15-16 летних мальчиков и 14-15 летних девочек наблюдается мезоморфность грудной клетки. ИГК 17 летних девушек г.Ош напоминает аналогичные показатели высокогорья (>51).

Индекс ширины плеч у обследуемых лиц показывает преобладание брахиморфности. Формы туловища у подростков и юношей высокогорья прямоугольное (>75). У мальчиков (13-14 лет) и девочек (12-14 лет) г.Ош- трапециевидной (<70) формы. А в остальных возрастных группах туловища имеют прямоугольную форму. Средние размеры таза у лиц подросткового и юношеского возраста г.Ош узкие по сравнению с аналогичными показателями высокогорной местности. Значение ИМТ обследованных подростков высокогорья отражены в таблице 3.

У 12 летних девочек - 41,1% - выраженный дефицит массы, доля с пониженной массой тела встречается у 46,3%. Нормотрофия была присуще 12,2% девочкам.

Таблица 3

Индекс массы тела у подростков Алайской долины (в%)

Примечание: *д - девочки, *м- мальчики

Выраженный дефицит массы тела сохраняется в 13 и 14 летнем возрасте, соответственно у 32,1 и 12,0%. Недостаточная масса (гипотрофия) имеет место до 15 лет, и в особенности у 14 летних девочек-80%. У 15 летних девочек данной группы выявляется наличие лишнего веса тела - 12,2% (предожирение, гипертрофия).

У 13 летних мальчиков высокогорной местности 97,2% с пониженной массой тела, которая сохраняется до 15 лет (59,1%). Мальчики с оптимальной массой тела (ИМТ 18,5-25) составляют всего лишь -2,8% (13 лет). В 14 лет возрастает доля мальчиков с выраженным дефицитом массы тела до 48,9%. К 16 летнему возрасту- 93,8% мальчиков имеют оптимальную массу. Этот показатель у 16 летних девушек составляет 76,6%. При этом, у юношей 16-17 летнего возраста недостаточная масса тела ещё сохраняется, составляя -6,2% и 32,7% соответственно.

У девочек IIгруппы недостаточная масса тела достигает максимума в 15 летнем возрасте-72,2%. Увеличивается доля лиц с избыточной массой. Среди мальчиков 14-16 летнего возраста, лишний вес имеет -7,4%, 19% и 2% подростков. У 13 летних девочек и 15 летних мальчиков данной категории констатируется ожирение Iстепени, что составляет соответственно -5,3% и 4,3% (ИМТ>30).

При оценке «крепости» телосложения по ИП у 16 летних девушек Iгруппы преобладает нормостенический тип (83%), гипостенический тип имеет место в 17% случаев. В 17 летнем возрасте у 10% девушек выявляются гиперстеническое (крепкое) телосложение. 17 летние юноши данной группы-нормотрофы 67,7%, гипертрофы и гипостеники -12,9% и 19,3% соответственно.

Во II группе (г.Ош), в отличие от данных девушек Iгруппы (16 лет) астенический тип (ИП>30) телосложения встречается чаще -78,8%, чем нормостенические типы - 21,1% . В 17 летнем возрасте нормостеники -50,9%, астеники -49%, 5,8% девушек относятся к категории гиперстеников. Среди юношей преобладают нормостеники-76,9%. Астеники и гиперстеники составляют 17,3%и 3,8% соответственно.

Данные массо-ростовых индексов Вервека (I группа) свидетельствуют что 61,7% девушек 16 летнего возраста имеют гармоничное развитие -мезоморфия (соответствия роста и массы организма -ИВ 0,85-1,25). Однако, 38,3% девушек являются коротко рослыми, либо имеет место отставания роста от массы тела - ИВ 0,75-0,85. В 17 летнем возрасте девушки преимущественно низкого роста -умеренная брахиморфия. Среди юношей 17 летнего возраста лишь 19,3% имеют гармоничное развитие. Умеренное и выраженное отставание роста наблюдается у 70,9% и 9,6% (выраженная брахиморфия<0, 75) юношей высокогорной местности. В отличие от аналогичных данных предыдущей группы 16 летние девушки, проживающие в г.Ош, имеют гармоничное развитие (ИВ 0.85-1,25). Эта тенденция сохраняется и в 17 летнем возрасте (70%). При этом, 30% девушек городской местности также являются умеренно коротко рослыми.

Таким образом, индексная оценка пропорций тела, форм телосложения, упитанности, крепости и гармоничности развития подростков и юношей (16-17 лет) расширила информативность фактического материала. Сравнительная характеристика возрастно-половых диморфизмов предполагает учет и анализ компонентного состава тела и корреляционных взаимосвязей структурных составляющих.

Выводы:

1.Длина рук девочек I и II группы относительно к длине тела характеризуется брахиморфностью. У жительниц г.Ош длина ног отличаются долихоморфностью, чем аналогичные параметры девочек высокогорной местности.

2. У мальчиков и девочек высокогорья грудная клетка -долихоморфная. У юношей и девушек - мезоморфная.

3.У 12-15 летних девочек и 13-15 летних мальчиков высокогорья- выраженный дефицит и понижение массы тела -гипотрофия. Лишний вес имеют 12,2% девочек-пред ожирение, гипертрофия. В 16-17 летнем возрасте увеличивается доля лиц с оптимальной массой тела -нормотрофия.

4.У мальчиков (14-16 лет) г. Ош - лишний вес (от 12% до 19%). Среди девочек (13 лет) и мальчиков (15 лет)- ожирение I степени (5,3% и 4,3%).

5.При оценке индекса Пинье у девушек г. Ош преобладают-астенический, среди юношей - нормостенические типы телосложения.

6.По индексу Вервека 38,3% и 30% девушек высокогорья и г. Ошкороткорослые - умеренная брахиморфия. У 9,6% юношей высокогорья - выраженная брахиморфия. 16-17 летние девушки г. Ош имеют гармоничное развитие-мезоморфия.

Рецензенты:

Шатманов С.Т., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Гистологии и патанатомии», медицинского факультета ОшГУ, г. Ош;

Тайчиев И.Т., д.м.н., профессор. Заведующий кафедрой «Эпидемиологии, микробиологии с курсом инфекционных болезней» медицинского факультета ОшГУ, г. Ош.

Библиографическая ссылка

Саттаров А.Э. ИНДЕКСЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ВЫСОКОГОРНОЙ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ МЕСТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23151 (дата обращения: 20.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.

Если данный индекс = 10, то телосложение крепкое, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое и более 36 – очень слабое.

М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.

2. Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений . Метод сигмальных отклонений является наиболее простым. В этом случае показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или –) делят на среднее квадратическое отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно-половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле:

V – М / σ,

где V – варианта того или иного признака;

М – средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы;

σ – среднее квадратическое отклонение.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития (табл. 6).

Таблица 6

Пример 1. Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

Для построения профиля физического развития проводят на равном расстоянии друг от друга горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Чаще всего используют 3 основных показателя: рост, вес, окружность груди. Посередине этих линий проводят среднюю вертикальную, соответствующую М данных показателей. По правую сторону от этой средней линии на равном расстоянии наносят границы отклонений в пределах +1σ, +2σ, +3σ, а по левую – соответственно – 1σ, – 2σ, – Зσ. По этим границам также проводят вертикальные линии.

Величину сигмальных отклонений каждого признака откладывают точкой на соответствующей горизонтальной линии. Затем последовательно соединяют эти точки. При оценке физического развития исходят из расположения профиля.

Кроме уровня физического развития, с помощью антропометрического профиля определяют пропорциональность развития. При пропорциональном развитии точки, обозначающие сигмальные отклонения отдельных признаков, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга не более чем на 1 см.

Пример 2. Девочка 9 лет имеет рост 131 см, вес – 28,5 кг, окружность груди – 65,5 см.

Для определения уровня физического развития девочки по таблице стандартов находят среднюю арифметическую и среднее квадратическое отклонение роста, веса и окружности груди для девочек 9 лет. По этим данным строят таблицу расчета сигмальных отклонений (табл. 7).

Таблица 7

Таблица расчета сигмальных отклонений

По величине сигмальных отклонений основных признаков строят график – антропометрический профиль физического развития (см. выше).

Заключение: физическое развитие девочки оценивается как среднее и пропорциональное.

Недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений и построения антропометрического профиля является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне корреляционной связи с другими.

3. Оценка физического развития по шкале регрессии . Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием.

Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятых каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.

Сущность метода оценки по шкале регрессии заключается в следующем: при наличии связи между двумя признаками наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение – при обратной.

Оценочные таблицы для комплексной оценки показателей физического развития в виде шкал регрессии составляют с помощью ряда параметров. К ним относятся:

1) коэффициент корреляции (р), выражающий величину связи между признаками;

2) коэффициент регрессии (R), показывающий величину изменения одного признака при изменении другого на единицу;

3) сигма регрессии, или частная сигма (σ R), которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.

Метод шкал регрессии предусматривает распределение признаков физического развития на две категории: независимые (рост) и зависимые (вес и окружность грудной клетки). Таким образом, рост считается ведущим признаком физического развития и необходимым основанием для правильной оценки. При нормальном развитии ребенка увеличение роста сопровождается прибавкой массы тела и окружности грудной клетки.

Таблицы, составленные по шкале регрессии для каждой возрастно-половой группы, содержат характеристики пяти ростовых групп (средний, ниже среднего, выше среднего, низкий и высокий рост). Величины роста приводятся для каждой группы в целых числах с интервалом в 1 см.

В нормативную таблицу включаются теоретические значения зависимых признаков, вычисленные с учетом взаимосвязи между ростом и весом, ростом и окружностью грудной клетки по величине коэффициента регрессии. Так как определенному росту соответствует несколько значений веса или окружности грудной клетки, в таблице приводятся границы колеблемости зависимых признаков, установленные при помощи сигм регрессии (σ R).

В зависимости от соотношения между массой тела, окружностью грудной клетки и ростом физическое развитие считается гармоничным (нормальным), дисгармоничным и резко дисгармоничным.

Гармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы регрессии (σ R).

Дисгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 1,1 – 2σ R , а также более должных на ту же величину.

При оценке физического развития по шкале регрессии определяют, к какой группе роста относится обследуемый, после чего находят должный вес и окружность грудной клетки. В таблице шкал регрессии значения зависимых признаков представлены с границами колебаний в пределах ±1σ , что соответствует нормальному, гармоничному развитию. Поэтому в ряде случаев для проведения оценки физического развития достаточно простого сравнения. Оценка физического развития по шкалам регрессии проводится следующим образом: вычисляют разницу между данными обследования и должными величинами, выражая ее в сигмах регрессий (σ R), т. е. разницу делят на сигму регрессии.

Пример 3. Мальчик 8 лет (городской житель) имеет рост 129 см, вес – 30,1 кг, окружность груди – 65 см.

По оценочной таблице рост 129 см относится к группе средних величин роста, ему соответствует вес 28,2 кг. Вес мальчика выше стандартного на 1,9 кг (30,1 кг – 28,2 кг = 1,9 кг). Эту разницу нужно разделить на частную сигму σ R = 2,88 х (1,9 / 2,88) = 0,65 (σ).

Таким образом, вес мальчика выше стандартного на 0,65σ и находится в пределах средних величин.

Окружность грудной клетки – 65 см, выше стандартной на 2,2 см (65 см – 62,8 см = +2,2), в долях сигмы регрессии это равно 2,2 / 3,37 – 0,65σ , т. е. окружность груди также находится в средних пределах.

Следовательно, физическое развитие мальчика среднее, гармоничное.

Рост стоя - (Вес в кг. + Окружность грудной клетки в фазе выдоха)

Значение индекса : крепкое телосложение -10-15, хорошее-15-20, среднее- 20-25 , слабое-25-30,

очень слабое - выше 30.

Дети: среднее телосложение 2-3 л - 23, 6-7 л - 30-35, 8-15 - 26-35.

4. Индекс Эрисмана (показатель развития грудной клетки): Окружность грудной клетки в паузе - 0.5 Роста стоя

Значение индекса : норма- 5-7 , хорошее физическое развитие- >7, слабое-<1,5 Дети: N - 2-3 лет - 6-9, 6-7 лет - 0, 8-15 лет- -1-(-3)

5. Индекс пропорциональности роста и окружности грудной клетки: Окружность грудной клетки в паузе * 100: Рост стоя (см)

Значение индекса : норма-50-55, узкая грудная клетка - <50, широкая - >55.

6. Жизненный показатель: ЖЕЛ: Вес (кг)

Значение индекса : для мужчин средний - 65-70, для женщин средний - 55-60 мл/кг, спортсмены: муж - 75-80, жен - 65-70.

7. Силовой показатель рук:

сила кисти сильнейшей руки 100: Вес (кг)

Значение индекса : для мужчин: норма - 70-60, для женщин: норма 45-50.

8. Туловищный показатель пропорциональности: 2Роста сидя - Рост стоя

Значение индекса : норма для мужчин - 9,5, для женщин- 12,5

9. Индекс Пирке (Бедузе) коэффициент пропорциональности: (Рост стоя - рост сидя) 100: рост сидя

Значение индекса : малая длина ног - 87 %, пропорциональное телосложение - 87-92 %, большая

длина ног - выше 92 %.

Дети: пропорциональное телосложение 2-3 г - 68-70%, 6-7 л - 78-80%, 8-15 л - 80-92%.

10. Индекс массы тела (ИМТ): Масса тела (кг)

Рост стоя 2 (м)

Значение индекса : дефицит массы тела < 18,5, нормальная масса тела - 18,5 - 24,9, избыточная масса тела 25,0-29,9, ожирение I ст- 30,0 - 34,9, ожирение II ст - 35,0 - 39,9, ожирение III ст - > 40,0.

11.Уравнение Людвига - определение должной жел.

Мужчины ДЖЕЛ = (40 рост см) + (30 вес кг) - 4400

Женщины ДЖЕЛ = (40 рост см) +(10- вес кг) - 3800

    Формула проф. Петровского для определения идеального веса.

А = 50 + (Б-150) * 0,75 + (В - 20): 4 (А - идеальный вес, Б - рост, В - возраст). Стадии ожирения.

Начальная - превышение нормы веса до 15%;

Первая - излишний вес до 30%;

Вторая - излишний вес 30-50%;

Третья - излишний вес свыше 50%.

Рациональное пиание спортсменов.

Принципы рационального питания

    Соответствие энергетической ценности рациона среднесуточным энерготратам;

    Сбалансированность рациона по основным пищевым веществам;

    Распределение рациона в течение дня, согласованного с физическими нагрузками.

Белки:

    животного происхождения (60%): говядина, телятина, печень, почки, творог, сыр, яйцо, молоко, заливные блюда.

    растительного происхождения (40%): соя, фасоль, рис, горох, кукуруза, арахис, грецкие орехи,гречневая каша с молоком, хлеб.

    На выносливость 1,2-1,4 г/кг массы тела;

    Силовые виды 1,7-2,0 (м\б до 2,4) г/кг массы тела (до 200-25Ог/сут);

Жиры:

    Животные жиры (70-75%): молоко, творог, сыр, сметана, сливки, масло, говядина, телятина,курица, индейка, рыба, яйцо

    Растительные жиры (25-30%): миндаль, грецкие орехи, масло подсолнечное, масло кукурузное,халва

    Сбалансированность по жирам: полиненасыщенные ЖК - 10%, насыщенные ЖК - 30%,мононенасыщенные ЖК - 60%.

Углеюды:

    В виде полисахаридов 65-70 % (крахмал, крупы, макароны, картофель, хлеб и др.)

    В виде Сахаров 25-30%: (виноград, черешня, крыжовник, дыня, арбуз, шоколад, варенье, мед).

    Пищевые волокна 5% (ржаные и пшеничные отруби, овощи),

Дшежй тйшер - созданше запасов углеводов в организме (за неделю соревнований):

    Первые 3 дня спортсмен находится на белково-жировой диете с большим количеством клетчатки, исключаются из питания углеводы (хлеб, макароны, каши, сахар). На фоне диеты идут интенсивные тренировки.

    Затем оставшееся время спортсмена переводят на углеводистую диету, физические нагрузки сжимают до минимума

Режим питания

    4-5 раз в день с интервалом 2,5-3 часа

    Тренировка не ранее, чем через 1 час после приема пищи.

    Прием пищи после тренировки не ранее, чем через 40-60 мин.

    Энергоценность: 1-й завтрак- 10-15%, 2й завтрак-20-25%, обед-35%, полдник-5-10%, ужин-25%.

    Последний прием пищи за 1,5-2 часа до сна.

Питание в период соревнований

    За 2 - 3 часа до соревнований легкая пища калорийностью 700-1200 ккал, состоящую из легко усваиваемых углеводов и белков (каши, отварная курица, куриный бульон, соки, чай, шоколад, мед).

    После выступления: соки, минеральная вода, молочные продукты, фрукты

    Первые 2-3 дня после окончания соревнований (курица, овсяная или гречневая каща, нежирный творог, яйцо всмятку, сливочное масло, салаты).

Водно-солевой баланс

    При потери воды на 1 % от массы тела появляется чувство жажды

    2% воды от массы тела (1,5л) снижается работоспособность и выносливость

    3% воды (2л) работоспособность снижается на 20-30%

    5% воды снижается слюноотделение, диурез, учащается пульс, появляется слабость и тошнота

    Потеря 9-12% воды несовместима с жизнью (потеря воды в марафонском забеге может быть до 4л).Питьевой режим во время соревнований:

    Перед стартом за 40-60 мин выпивать 400-600 мл холодного (12-14°С) 4-6% р-р углеводно-минеральногонапитка

    Во время соревнований 30-60 мл (один или два глотка) воды или углеводно-минерального напитка

    При марафоне не более 1 л в час

Питьевой режим марафонцев:

    Перед стартом или во время разминки до 300 мл воды 110 °С

    Первые 60-75 мин работы 100-150 мл глюкозы (5гр\100 мл)через равные промежутки времени (20-15 мин)

    Через 75-90 мин работы концентрацию глюкозы увеличивают до 10-12 г\100 мл и добавляют NaCI 20мЭк\л

Врачсбно-псдагогическое наблюдение.

Хронометраж урока (тренировки): Врач устанавливает наблюдение за 1-3 занимающимися на протяжении всего урока. При помощи секундомера отмечает время, потраченное на выполнение упражнений, на отдых, объяснения преподавателя и длительность всего комплекса.

Плотность занятая:

Время, потраченное на упражнения

100 = % плотности

Длительность всего занятия

Плотность занятия хорошая (для закрытых сооружений) = 60-70 % ,

Для открытых сооружений - 70-80%, для школьников - 50-55 %. Определение физиологической кривой урока.

У обследуемого считают пульс за 10 сек до начала занятия, по окончании вводной части, после выполнения каждого упражнения в основной части урока, в заключительной части хронометраж проводят, так же как и в подготовительной и после окончания занятия. Физиологическая кривая должна представлять собой восходящую линию, поднимающуюся в основной части урока, на 80-100% от исходной,с несколькими зубцами и заметно снижающуюся в заключительной части до достижения исходного значения пульса по окончании занятия. Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствуют о недостаточной нагрузке. Если пульс в основной части урока не достигает 130-140 в минуту, то нельзя рассчитывать на тренировочный эффект урока.

Санитарные нормы содержания мест проведения занятий. Закрытые спортивные сооружения.

    Максимальное количество занимающихся в зале должно соответствовать площади (не менее 4 кв.м. на каждого человека).

    Пол зала должен быть деревянным, ровным (допускается линолеум).

    Стены высотой не менее 1.75 м от уровня пола и должны иметь панели допускающие уборку влажным способом.

    Зал должен быть освещен естественным светом, световой коэффициент должен быть равен 1,6. Искусственное освещение должно быть рассеянным и равномерным не менее 50 лк..

    Температура воздуха в спортивном зале должна быть 16-18 гр.

    В спортивных залах должно быть только то оборудование, которое необходимо для занятий.

    Магнезия для рук должна храниться в ящиках с крышками.

    Спортивное оборудование необходимо очищать от пыли (влажная уборка) 1-2 раза в день. Уборка зала производится до занятий, в перерыве между занятиями и после них. Генеральная

уборка производится не реже 1 раза в неделю.

Наименование объекта

Освещение искусств в люксах

Освещение естеств в св.коэф.

Гимнастический зал

Искусственный каток

Искусственный бассейн

Сбалансированность питания:

На 14% белков приходится 30% жиров и 56% углеводов от общей калорийности рациона

Питание бегунов на короткие дистанции: высокое содержание белков (170-180гр) и углеводов (670-700 гр), небольшое жиров (110-120 гр), калорийность 4400-4600 кал\сут.

Питание бегунов на длинные дистанции: высокое содержание углеводов (700-800гр) и жиров (130-140гр), более низким белков (130-140ГР), калорийность 4500-5000 кал\сут.

Питание гимнастов: высокое белков (150-170гр) и углеводов (650-700гр), калорийность 4500-4800.

Питание тяжелоатлетов: высокое содержание углеводов (до 800гр) и калорийность 5000-6000.

Питание пловцов: много жиров (до 150гр) и углеводов (700гр).

Питание спортсменов - игроков: много углеводов (650-700гр) и белков (160-170 гр), калорийность 4400-4700 кал\сут.

Реабилитация инвалидов-спортсменов.

Цели:

    нормализация психоэмоционального состояния;

    восстановление бытовых навыков;

    восстановление двигательных функций,

    социальная адаптация;

    профессиональная адаптация, приобретение повой специальности, трудоустройство.

Особенности тренировочного процесса инвалидов:

    интенсивность и продолжительность занятий снижается, более длительные паузы отдыха между нагрузками;

    дифференцированные методы восстановления физической работоспособности с учетом физических нагрузок, характера и длительности заболевания;

    более продолжительные интервалы между тренировками, выполнением упражнений и т.д.

Спортсмены-инвалиды:

    врожденные и ампутационные дефекты конечностей;

    повреждения позвоночника и спинного мозга;

    спортсмены-инвалиды с ДЦП и полиомиелитом;

    слепые и слабовидящие;

    глухие и с тугоухостью;

    «прочие».

Тестирование спортсменов-инвалидов. Пробы для спортсменов с ампутациями и дефектами конечностей:

    Езда на кресле-коляске: минимальная нагрузка для определения длительности и темпа передвижений (ампутация обеих конечностей);

    Ходьба па костылях по ровной местности (50 м) после односторонней ампутации;

    Ходьба на протезах по ровной поверхности (50 м);

    Степ-тест и ходьба по лестнице

Тесты для волейболистов-ампутантов

    и.п. лежа на спине. Переход из положения лежа в положение сидя в течение 1 мин. Пульс до и после пробы, оценка восстановительного периода.

    и.п. сидя на полу. На кистях рук сделать уголок, оценка - время удержания.

    и.п. спиной к гимнастической стенке. Уголок на гимнастической стенке, оценка -время удержания.

    бег на тредмиле (в протезе) 3 мин. Оценка ССС.

    велоэргометрия или ручная эргометрия - 5 мин.

    проплыть 3 отрезка по 50 м с интервалом в 3 мин.

    имитация плавания на тренажере в течение 1 мин. (фиксируют количество гребков и ЧСС).

Тесты для футболистов

    упражнения с мячом на координацию;

    ведение мяча 5-10 м;

    бег на тредмиле 3 мин;

    велоэргометрия или ручная эргометрия 5 мин;

    пробы Штанге и Генчи

Врачебное наблюде ние за женщинами занимающимися спортом. Особенности организма женщин:

    Сила мышц ниже, чем у мужчин;

    Мышечные волокна тоньше;

    Более слабые мышцы верхних конечностей;

    Анаэробная емкость ниже (концентрация АТФ и КФ как у мужчин, но объем мышечной

массы ниже);

    Ниже емкость лактатной системы;

    Меньше объем сердца и его полостей, ниже ударный объем, минутный объем кровообращения;

    ЧСС в покое выше;

    При физнагрузки сердечный выброс ниже, общий объем крови меньше;

    МОД, ЖЕЛ, максимальная вентиляция, глубина дыхания меньше;

    Ниже аэробная производительность.

Динамика функционального состояния женщины в зависимости от менструального цикла:

1 половина цикла : преобладают эстрогены, после менструации восстанавливается кислороднаяемкость крови, усиливается эритропоэз, повышается количество эритроцитов и гемоглобина.

2 половина цикла: постепенно начинает преобладать прогестерон, постепенно понижаетсяколичество эритроцитов и гемоглобина, тромбоцитов и лейкоцитов.

Фаза менструации: снижается основной обмен и температура тела, ускоряется потоотделение при нагрузки (низкое эстрогенов), ухудшается ортостатнческая реакция, сила и работоспособность снижается, ухудшается общее состояние. Физическая работоспособность и фазы менструального цикла.

    я фаза (1-5 день) - целесообразно развитие гибкости;

    я фаза (6-12 день) постменструальная - развитие выносливости;

    я фаза (13-15 день) овуляция - тренировки не рекомендуются;

    я фаза (16-24 день) постовуляторная - развитие скоростно-силовых качеств;

    я фаза (25-28 день) предменструальная - развитие гибкости. Противопоказания к занятиям спортом в менструальную фазу:

    Нарушения менструального цикла

    Воспалительные заболевания половых органов о Состояние после аборта

    Период полового созревания

В период менструации запрещается:

    Максимальные нагрузки

    Натуживания и силовые упражнения

  • Упражнения, связанные с сильным сотрясением тела

    Переохлаждения

    Длительное пребывание на солнце

    Сауна, баня, плавание и занятия в бассейне.

Самоконтроль: в дневнике фиксируют длительность цикла, фазы менструации, обильность, самочувствие влияние нагрузок на длительность, характер менструации и самочувствие. Оценивают работоспособность в различные фазы и проводят функциональные пробы (ортостатическую, Руффье). Гииерандрогения:

    нарушение менструальной функции, затяжной период становления менструации,

    задержка наступления первой менструации

    слабо выраженные грудные железы на фоне оволосения,

    гирсутизм (оволосение на груди, животе, бедрах, свойственный мужчинам),

    нарушения протекания беременности, угроза выкидыша,

    интенсивный рост, атлетический или мужской морфотип.

    слабость родовой деятельность и преждевременные роды

ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. БУРДЕНКО

КАФЕДРА ФИЗИОТЕРАПИИ, КУРОРТОЛОГИИ

И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ ИПМО

с курсом восстановительной медицины (лечебной физкультуры)

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой

Профессор Борисов В.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: « МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА».

Тема занятия : «Методы исследования, применяемые в спортивной медицине. Оценка

функционального состояния организма спортсмена».

Цель занятия : Изучить основные методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, типы реакций организма на физическую нагрузку, тесты с физической нагрузкой, средства повышающие работоспособность.

Мотивация темы занятия: На любое воздействие организм отвечает цепью биологических реакций, которые могут быть как физиологическими, так и патологическими. Знание врачом изменений происходящих в организме под воздействием физических нагрузок, необходимо для правильной оценки функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

Основные вопросы по теме занятия : 1 .Классификация функциональных проб.

2.Функциональные пробы для исследования состояния сердечно-сосудистой системы (проба Мартине-Кушелевского, проба Руффье).

    Функциональные пробы, применяемые для оценки состояния сердечно-сосудистой системы спортсмена (проба Летунова).

    Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.

    Правила проведения и оценка пробы Серкина и Розенталя.

    Функциональные пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы.

    Медицинские группы, их характеристика и правила определения.

Практические навыки :

    провести и оценить пробу Мартине-Кушелевского;

    провести пробу Руффье;

    провести и оценить пробы Штанге и Генчи;

    Провести и оценить пробы Серкина и Розенталя;

    провести глазо-сердечную пробу и оценить результаты.

    провести ортостатическую пробу и оценить результаты,

    провести клино-ортостатическую пробу. Задание на следующее занятие:

    Тесты с физической нагрузкой.

    Спортивная фармакология. Литература (основная ):

1.Епифанов В.А. Спортивная медицина. М., - ГЭОТАР-Медиа, 2006. Литература (дополнительная ):

    Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.: Советский спорт, 2006.

    Макарова Г.А. Спортивная медицина. М., Советский спорт, 2006.

СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости.

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детей - важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

При оценке физического развития детей учитываются:

Длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;
- функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;
- степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др.

Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени - весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.

Вследствие наблюдаемой у детей акселерации стандарты физического развития периодически пересматриваются.

Оценка физического развития может производиться различными методами:

- методом сигмальных отклонений , когда индивидуальные показатели ребенка сопоставляют со средней арифметической каждого признака, представленной в специальных таблицах;

- регрессионным методом с помощью шкал регрессии, составленным по возрастно-половым группам;

- центильным методом , сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Этот метод современной медицинской практикой считается наиболее точным;

- методом номограмм , когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям - длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых скрининг-обследованиях детей.

Практикуется и метод определения биологического возраста детей.

Обследование детей должны проводить медицинские работники не менее двух раз в год. Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совете.

Практики, всерьез обеспокоенные здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние, маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека, даже если он еще находится в утробе матери. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.

Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина его тела - 98,5 см, масса - 12,8 кг. Его рост во взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий. Значит, мы должны отнести его к типу «большой».

Заглянем в таблицу показателей физического развития (приводится фрагмент).

Примечание: Таблицы и расчетные формулы в качестве приложения к курсу будут даны в лекции № 8.

Каковы выводы? А выводы таковы, что физическое развитие ребенка задерживается. Ведь, по данным своего будущего роста, он относится к типу «большой», а показатели длины тела и массы соответствуют типу «маленький». Следовательно, необходимо выяснить причины такого отставания физического развития.

Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития, значительно превышающая допустимые пределы, и т.д.

Эти данные позволяют разработать для подобных детей специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача.

Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост(см) - [Масса(кг) + Окр. гр. кл.(см)]

Полученные данные сверяются с показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста

Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.

Используя показатели индекса Пинье, мы сможем сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что наши дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности.

При проведении функциональных проб у детей 4-7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в течение 20 секунд на 25-40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5-6 единиц.

По этим показателям мы также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей.

Например, в начале года пульс детей учащался при подобной нагрузке на 45%, что в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию в данном дошкольном учреждении или данной возрастной группе детей не ведется.

Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ-теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности:

1) подъем на ступеньку с частотой восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30 раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки - 2 минуты, отдых между ними - 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле:

W = P х n х h,

Где Р - масса ребенка, n - число подъемов на ступеньку в минуту, h - высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном эффекте физкультурно-оздоровительной работы и ее правильной организации.

Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

Где П - пульс, ПД - пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. В табл. 2 приведены его стандартные показатели.

Таблица 2

Показатели коэффициента выносливости у детей

Развитие дыхательной мускулатуры можно проследить с помощью пневмотонометра. Он представляет собой U-образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф. Синякову)

Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

Где ЖЕЛ - жизненная емкость легких, в мл; Р - масса тела, в кг.

На эффективность физкультурно-оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.

Оценка физических качеств детей

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса - по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей - по прыжкам в длину с места.

Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.